0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основания надзорного пересмотра

§ 4. Основания надзорного пересмотра

Одно из центральных мест в производстве в порядке надзора занимает установление определенных критериев, при наличии которых судебный акт должен быть изменен или отменен.

Пересмотр судебного акта в порядке надзора урегулирован в АПК РФ.

Задача Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — не дублировать деятельность кассационной инстанции, а выполнять особую возложенную на него законом функцию. Она осуществляется путем пересмотра судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций по основаниям, указанным в ст. 304 АПК РФ.

Во-первых, это обеспечение единообразия в толковании и применении закона всеми арбитражными судами. В этом заключается главное предназначение высшего суда государства по обеспечению единства судебной практики.

Глава 36 АПК РФ введена в действие с 01.01.2003 г. С этой даты Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ начал рассмотрение дел по новой процедуре.

Вот как рассмотрено 10.01.2003 г. дело N 6498/02*(274), по которому отменены судебные акты по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 304 АПК РФ. Общество обратилось в арбитражный суд с иском к фирме о применении последствий недействительности ничтожной сделки (договора купли-продажи квартиры) — об обязании ответчика возвратить жилое помещение.

Суд, удовлетворяя исковые требования, признал договор купли-продажи ничтожной сделкой на том основании, что подпись в договоре от имени директора общества и в акте приема-передачи недвижимости подделана главным бухгалтером общества, поэтому правомерно в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки обязал ответчика возвратить объект недвижимости истцу.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение и постановление апелляционной инстанции, сослался на то, что согласно ст. 183 ГК РФ совершение сделки от имени товарищества лицом, не имевшим на это полномочий, означает, что договор заключен от имени продавца лицом, подписавшим его, в то время как между обществом и фирмой договор купли-продажи не заключался. Поэтому, по мнению суда кассационной инстанции, для применения последствий недействительности ничтожной сделки основания отсутствовали.

Такое толкование закона Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал неправильным. По смыслу п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.1998 N 9 «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок»*(275) при совершении сделки от имени юридического лица лицом, которое не имело на это полномочий в силу закона, ст. 174 ГК РФ не применяется.

Таким образом, выводы, содержащиеся в постановлении суда кассационной инстанции, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

По указанным основаниям постановление суда кассационной инстанции отменено.

Во-вторых, это устранение нарушения прав и свобод человека и гражданина, которыми он обладает согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации*(276). Соблюдение Россией указанных требований вытекает из положений ст. 15 Конституции РФ.

В-третьих, это пресечение нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. Судебная защита неопределенного круга лиц, как показывает практика, является весьма актуальной проблемой. Необходимость использования таких сравнительно новых форм защиты проявляется в требованиях об оспаривании нормативных судебных актов, в защите прав вкладчиков так называемых проблемных банков и т. д.

Интересы неопределенного круга лиц являются одной из разновидностей публичных интересов. Деление права на публичное и частное — это в определенной мере основание разграничения публичного и частного интереса. Рассматриваемые понятия являются для арбитражного процесса новыми, поэтому судебная практика дает материал для более детального их рассмотрения. По АПК РФ в защиту публичных интересов вправе обратиться в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (ст. 53).

Приведем в качестве примера постановление от 10.01.2003 г. по делу N 7635/02*(277), по которому применен п. 3 ст. 304 АПК РФ. Фирма обратилась в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом города о признании права собственности на здание. До принятия решения стороны заключили мировое соглашение, в соответствии с которым ответчик признал право собственности за истцом на спорное здание. Определением мировое соглашение утверждено, производство по делу прекращено. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отменил указанное определение по следующим основаниям.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно имеющемуся в материалах дела договору от 03.07.1992 г. N 275 о досрочном выкупе арендованного имущества (п. 3.2), заключенному между областным комитетом по управлению государственным имуществом, фондом имущества области и государственно-арендным строительно-монтажным объединением (в состав которого с правами юридического лица входила фирма), объекты непроизводственной сферы, включая спорное здание, остаются в государственной, муниципальной собственности.

Между тем, как следует из мирового соглашения, утвержденного судом, комитет по управлению имуществом города передал спорное здание в собственность фирмы без соблюдения специальных правил и процедур, установленных законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.

Таким образом, оспариваемое определение суда нарушает публичные интересы, поскольку государственное имущество передано в собственность юридического лица с нарушением Федерального закона от 21.07.1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»*(278).

В соответствии с ч. 4 ст. 37 АПК РФ 1995 г. (ч. 3 ст. 139 АПК РФ 2002 г.) арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит законам и иным нормативным правовым актам или нарушает права и законные интересы других лиц.

При таких обстоятельствах у суда не имелось правовых оснований для утверждения мирового соглашения, и спор надлежало рассмотреть по существу.

Через единство правоприменения достигается выполнение конституционных принципов равенства всех перед законом и судом, равное право каждого на судебную защиту. Только таким путем создается правовая определенность. Господство права и эффективность защиты прав всех участников экономических отношений не будут гарантированы в условиях различного понимания и применения правовых норм судами*(279).

Еще в конце XIX в. крупный русский ученый-юрист Н.М. Коркунов писал: «Одно из первых условий правосудия — чтобы законы применялись ко всем одинаково, а это невозможно без единообразной, устойчивой судебной практики».

Возрастает значение разъяснений по вопросам судебной практики, которые дает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ по результатам изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами (п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). Об этом свидетельствует новое положение, содержащееся в ч. 4 ст. 170 АПК РФ, относительно допустимости ссылок в мотивировочной части решения на постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики.

Проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора в арбитражном процессе регулируется гл. 36.1 АПК РФ.

См. также Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, утвержденный распоряжением ВАС РФ от 11 декабря 2002 г. N 64

Согласно ст. 308.1 АПК РФ по надзорным жалобам

  • лиц, участвующих в деле, и
  • иных лиц, указанных в ст. 42 АПК РФ,

Президиум Верховного Суда РФ пересматривает в порядке надзора следующие судебные акты:

  1. вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  2. определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
  3. определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Кроме того, по жалобе заинтересованных лиц представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора вправе внести в Президиум ВС РФ Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации (с т. 308.10 АПК РФ). Указанное представление вносится в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Читать еще:  Повторная отсрочка отбывания наказания

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

    1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
    2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
    3. единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Надзорные жалоба, представление подаются в ВС РФ в срок, не превышающий 3 месяцев со дня их вступления в законную силу .

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через 6 месяцев:

  • со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или
  • со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса,

По результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Надзорные жалоба, представление, изучаются судьей ВС РФ по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания для пересмотра в порядке надзора

Ст. 308.1 АПК РФ устанавливает основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

Судебные постановления, указанные выше (в ч. 3 ст. 308.1 Кодекса), подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ проверяет:

  • правильность применения и (или) толкования норм материального (и (или) процессуального) права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении.

В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении.

  1. проверять:
    • законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также
    • законность судебных актов, которые не обжалуются.
  2. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и
  3. определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Результат рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора

Статья 308.11 АПК РФ определяет п олномочия Президиума ВС РФ при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении Президиума ВС РФ, являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Надзорное производство. Понятие и порядок возбуждения

К основной стадии процесса относится слушание (разбирательство) по гражданским делам.

Именно в ходе таких слушаний выражаются основные принципы.

Организация правосудия направлена на выявление в решении спорного вопроса участника, действия которого регламентированы законодательством.

Складываются и такие ситуации, когда приходится давать разъяснения в правах того или иного гражданина для устранения появившейся правовой неясности.

По ходу процесса оцениваются доказательства, предъявленные каждой из сторон, определяются их права для вынесения конечного вердикта.

Разбирательство по иску происходит в открытом заседании с неизменным составом судей. Если на каком-то этапе будет произведена замена судьи, тогда разбирательство начинается с самого начала.

Надзор за работой судебных органов направлен на пересмотр вынесенных нижестоящими судами решений/ постановлений, успевших вступить в законную силу.

А также урегулирование процессуальных отношений, формирование которых наблюдается в судах надзорной инстанции ввиду проведения проверок законности, вынесенных решений/ постановлений или определений, успевших приобрести свою законность.

Судопроизводство

Отечественное судопроизводство имеет характерную особенность в том, что при вынесении принятого решения становится доступной возможность его пересмотра в процессе не только кассационного, но и надзорного производства.

Полномочия надзора

Характеристика надзорного производства выражается в самостоятельном контроле судебного процесса по гражданскому иску.

Значимость такого контроля связана с рядом причин, которые могут выражаться. К примеру, в незаконности вынесенного решения, имевшего уже законную силу, а инстанциях, как апелляционного, так и кассационного суда не всегда готовы к необходимости исправлять судебные ошибки.

Право на исправление

Значимость апелляционного/кассационного производства

Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.

Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.

В задачи такого контроля входят:

  1. Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.
  2. Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.

Задачи, ставшие основанием для возбуждения надзорного производства

Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.

Этот пункт говорит о том, что невозможен пересмотр вынесенного уже приговора оправдания направленный на прекращение дела по криминалу.

Действие такого правила касается любого вида принятого судом решения, которое в условиях надзорного производства можно опротестовать в пользу осужденного.

Чтобы провести надзор, потребуются серьезные основания.

Вынесенный вердикт в ходе судебного производства доступен к проверке инстанцией, имевшей на то свои полномочия только тогда, если были предоставлены заявителем основания.

Иначе, в простом формате проверка оснований вынесения приговора и его законности просто невозможна.

Задачи надзорной инстанции

Опираясь на закон, проверку можно сделать по следующим основаниям:

  • представление по надзору;
  • надзорная жалоба.

Между написанными выше основаниями лежит разница, которая указывает, что для первого пункта действует прокурорское представление. Для второго – представитель заинтересованного или непосредственно само лицо.

Повод для возбуждения надзорного производства

Надзор в гражданском деле имеет небольшое отличие от уголовного. Здесь, основная роль отдается составу правонарушений. Потому и процедура надзора не отличается одна от другой.

Поводом, чтобы возбудить процесс по надзору может стать информация, свидетельствующая о несоблюдении законности судом в ходе вынесения вердикта, который выражается в отсутствии доказательных оснований.

Надо отметить, что для подачи жалоб в инстанцию по надзору не действуют ограничения в сроках.

Не менее важен, становится тот пункт, что подобных инстанций для обращений несколько, что позволяет неоднократно проводить пересмотр дела.

Законные требования

Жалоба/ представление по надзору должны составляться в условиях действующих предписаний в нормативных актах.

Читать еще:  Основания для отмены условного осуждения

Предъявляемые в этом случае требования не имеют отличий от заявлений по апелляциям.

В законодательстве отсутствуют определения последствий, которые наступают в результате не соблюдений предписаний.

Для таких случаев к руководству судебных органов доступно положение 375 статья УПК.

Составление жалобы

Предметом жалобы становится необоснованность принятого решения, выраженная несправедливость или незаконность.

Составляя жалобу, стоит обозначить реквизиты составляемого документа подобного типа. Указывается адрес инстанции, в полномочиях которой доступен оспариваемый документ к пересмотру.

Действие соответствующего закона направляет заявителя к соблюдению необходимой последовательности.

То есть, жалоба на вынесенное постановление райсуда не должно направляться в коллегию ВС, в обход региональной инстанции президиума.

При получении отказа в принятии необходимого решения по жалобе в инстанции, стоящей ниже рангом, всегда есть возможность для обращения с таким же основанием в вышестоящую.

При этом, есть возможность обжалования приговора/определения.

Дополнительная документация к жалобе

С правильно подготовленным заявлением, заявитель должен предоставить копии следующих документов:

  1. Подлежащий для пересмотра приговор (решение).
  2. Определение кассации/ апелляции.
  3. Иной документальный пакет, который, по мнению заявителя, сможет подтвердить высказанные им доводы.

Стоит оговорить, что не стоит истребовать дела, так как данный пункт не относится к обязательной функции. Свое решение инстанция по надзору может вынести и на основании предоставленного заявителем материала.

Нельзя ухудшить положение

В статье ГПК № 448 утверждены основания, направленные на отмену вынесенных постановлений в ходе надзора, по причине их необоснованности или выявленных нарушений.

Вынесенные постановления будут признаны необоснованными в случае, не полного разбирательства фактов, ставших не учтенными доказательствами и фактов, без подтверждения и доказательств, но ставших в основании для вынесения решения.

Причины для отмены/изменений постановлений

Вопрос 221. Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процессе (основания, порядок). Отличие пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам от судебно-надзорной проверки.

Вопрос 221. Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процессе (основания, порядок). Отличие пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам от судебно-надзорной проверки.

Гражданское процессуальное право предусматривает особый порядок пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, который наряду с судебным надзором является второй формой пересмотра решений и определений, вступивших в законную силу. Различие между этими формами главным образом происходит по основаниям и способу пересмотра дел.

Решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 392 ГПК).

Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу, являются:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

4) отмена решения, приговора, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции.

Таким образом, речь идет не о новом, а именно о вновь открывшемся обстоятельстве, то есть об имеющем существенное значение юридическом факте, который во время рассмотрения дела объективно существовал, но не был и не мог быть известен заявителю, а следовательно, и суду.

Вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, постановлений президиумов судов надзорной инстанции, на основании которых изменено решение суда первой инстанции или принято новое решение, производится судом, изменившим решение суда или принявшим новое решение (ст. 393 ГПК).

Заявление, представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший решение, определение или постановление. Такие заявление, представление могут быть поданы в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра (ст. 394 ГПК).

Суд рассматривает заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции в судебном заседании. Стороны, прокурор, другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления (ст. 396 ГПК).

Суд либо удовлетворяет заявление и отменяет решение, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции, либо отказывает в их пересмотре (ст. 397 ГПК).

Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции обжалованию не подлежит. В случае отмены решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции дело рассматривается судом по правилам, установленным ГПК.

Главное различие пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам и судебно-надзорной проверки заключается в основаниях пересмотра. Основанием пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, в порядке надзора является нарушение материального и процессуального права при рассмотрении дела. Основаниями пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам являются четыре группы обстоятельств, установленные законом (ч. 2 ст. 392 ГПК).

Основания надзорного пересмотра

Арбитражный процесс

О суде

Информация для посетителей

Кадровое обеспечение

Противодействие коррупции

Отслеживание почтовых извещений

Органы судейского сообщества

Вы здесь

Пересмотр судебных актов в порядке надзора

Порядок обращения с надзорной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации и процедура её рассмотрения урегулирована главой 36.1. АПК РФ.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ.

Надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в части 3 настоящей статьи, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления.

Читать еще:  Объект пересмотра в порядке надзора

Содержание надзорных жалобы, представления

В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;

3) наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

4) наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;

5) сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;

6) предмет спора;

7) основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

8) просьба лица, подающего жалобу, представление;

9) перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

5. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Документы, прилагаемые к надзорным жалобе, представлению, могут быть представлены в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде.

Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 6 и 8 части 1 и частями 3 — 5 статьи 308.2 АПК РФ;

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного акта в порядке надзора, установленный частью 4 статьи 308.1 АПК РФ, и в надзорных жалобе, представлении не содержится ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;

4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;

5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью 2 статьи 308.1 АПК РФ.

Надзорные жалоба, представление должны быть возвращены без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Срок рассмотрения надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления. Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления вместе с делом.

Надзорные жалоба, представление вместе с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом. Указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 153.1 АПК РФ.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление вместе с делом, рассматриваемые в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации — докладчиком по данным жалобе, представлению.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, содержащиеся в надзорных жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, указанные в части 6 настоящей статьи и явившиеся в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

Вопросы, возникающие при рассмотрении надзорных жалобы, представления вместе с делом в порядке надзора, разрешаются судьями большинством голосов. При равном числе голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 308.9 АПК РФ.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесшие представление, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого ими внесено представление.

Жалоба, указанная в части 1 настоящей статьи, может быть подана в течение четырех месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector