0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания

От уголовной ответственности и наказания несовершеннолетний может быть освобожден как по общим основаниям, так и по специальным, имеющим отношение только к данной категории лиц. При этом надо иметь в виду, что в случае применения общих видов освобождения от уголовной ответственности учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности и наказания лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК). Указанные основания в отношении них не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил. При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего 18-летнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно ст. 94 УК в отношении них они сокращены наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) один год после совершения преступления небольшой тяжести;

б) три года после совершения преступления средней тяжести;

в) пять лет после совершения тяжкого преступления;

г) семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.

К лицам, не достигшим 18-летнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.

Несовершеннолетний может быть освобожден от наказания по основаниям, общим для всех категорий осужденных. Так, к ним могут быть применены: условно-досрочное освобождение от наказания (ст. 79 УК); замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК); освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80_1 УК); освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК); отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК); освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК). Однако надо иметь в виду, что применение некоторых из указанных норм к несовершеннолетним имеет свою специфику. Например, сроки давности исполнения обвинительного приговора в отношении несовершеннолетнего сокращены наполовину (ст. 94 УК).

Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности и наказания в законодательстве содержатся и специальные виды, применяемые только к лицам, не достигшим 18 лет. В ч. 1 ст. 90 УК говорится: «Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия». Таким образом, освобождение подростка от уголовной ответственности закон связывает с двумя обстоятельствами: 1) деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести; 2) исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.

Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия возможно, если им совершено преступление небольшой или средней тяжести, даже если оно совершено не впервые.

В указанных учреждениях с несовершеннолетними осуществляется повседневная воспитательная работа, общеобразовательная и профессиональная подготовка, проводится необходимое лечение. Срок нахождения в них ограничен, он не может превышать трех лет. Если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний для своей ресоциализации более не нуждается в дальнейшем применении данной меры, его пребывание в указанных учреждениях может быть прекращено досрочно. Продление же срока нахождения в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении возможно только в одном случае — при необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку (ч. 4 ст. 92 УК).

Следует иметь в виду, что ч. 5 ст. 92 УК содержит перечень преступлений (причинение тяжкого вреда здоровью — ч. 1 и 2 ст. 111 УК, истязание — ч. 2 ст. 117 УК, заражение ВИЧ-инфекцией — ч. 3 ст. 122, похищение человека — ст. 126 УК и др. ), при совершении которых несовершеннолетний не может быть освобожден от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК.

Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности или наказания связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания. Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти.

По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается прежде всего путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии. Таким образом, данные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения — принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия, определяющие их различную правовую природу. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут судимости, не делятся на основные и дополнительные виды.

Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент их назначения; достижение лицом совершеннолетия исключает их применение.

Статья 90 УК предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Содержание данных мер раскрывается в ст. 91 УК. Предупреждение согласно закону предполагает разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и правовое значение.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора: 1) родители (лица, их заменяющие); 2) специализированные государственные органы. Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, вытекают из семейного права. СК установлено, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку, чем предусмотрено СК, — она лишь должна побуждать их к более активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации криминогенных условий, служить предупреждением о необходимости усиления контроля за свободным временем ребенка. Эта мера целесообразна лишь в тех случаях, когда родители или лица, их заменяющие, еще имеют влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить в будущем надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный контроль. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, так как иначе теряется смысл этой меры.

Когда указанные лица в силу ряда причин не способны осуществлять контроль за поведением подростка, обеспечивать правильное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передать под надзор специализированному государственному органу. В настоящее время им является комиссия по делам несовершеннолетних при соответствующем органе местного самоуправления.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Строго говоря, законодатель не ставит цели устранения вреда вообще; загладить означает смягчить, преуменьшить вред, который причинен потерпевшему совершенным преступлением. Закон не определяет и его вид; в преступлениях он может быть как материальным, так и моральным. Однако содержащееся в ч. 3 ст. 91 УК указание на имущественное положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки свидетельствуют о том, что законодатель в первую очередь имеет в виду имущественный ущерб. Его возмещение возможно при следующих условиях: подросток достиг 15-летнего возраста; имеет самостоятельный доход (стипендию, пенсию и т. д. ) либо соответствующее имущество; обладает трудовыми навыками, позволяющими собственноручно устранить причиненный вред (отремонтировать поврежденные вещи, привести в надлежащий вид помещение и т. д. ). Способ, которым заглажен причиненный вред, значения не имеет. Ущерб может быть возмещен деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т. д. Возмещение ущерба осуществляется добровольно через судебного исполнителя.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования некоторых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Закон содержит примерный, а не исчерпывающий перечень возможных ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. Он может быть существенно расширен с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, окружения подростка, его участия в неформальных объединениях антиобщественной направленности, условий, характера учебы или трудовой деятельности, служебной, материальной или иной зависимости, взаимоотношений с потерпевшим, соучастниками преступления и т. д.

Срок применения таких принудительных мер воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько видов мер из числа указанных в ст. 90 УК.

Читать еще:  Несовершеннолетним могут быть назначены наказания в виде

В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК).

Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания

Освобождение несовершеннолетних от наказания за уголовные проступки, представляет один из вариантов гуманизма государства к виновным, причастным к преступлениям в возрасте 14 — 18 лет. Несформированность личности подростка, невозможность полностью оценить ущерб от своих действий для общественности гл. 14 УК РФ предусматриваются наказания лояльнее, чем взрослым виновным за те же проступки.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Ответственность за совершение уголовных проступков для лиц, не достигших совершеннолетия, устанавливается из общих норм уголовного права.

Статья 20 Кодекса определяет две группы привлекаемых к суду за уголовные проступки.

В первую группу входят подростки 14-и – 15-и лет – совершившие деяния, шпаргалкой зафиксированные ч. 2 приведённой статьи:

  1. Нанесение вреда здоровью несовместимое с жизнью.
  2. Причинение тяжкого и менее вреда здоровью.
  3. Незаконное удержание лиц.
  4. Изнасилование или действия с ним связанное.
  5. Действия по завладению чужим имуществом с применением разных методов и средств.
  6. Терроризм и сопровождающие его действия.
  7. Связанные с вооружением, боеприпасами, самодельными взрывными устройствами их компонентами.
  8. Массовыми беспорядками, антиобщественными действиями.
  9. Наркосодержащими средствами и психотропиками.
  10. Посягательство на государство и государственных деятелей.

Ко второй группе относят подростков 16-и – 17-и лет за совершение проступков, не вошедших во вторую часть статьи 20, исключая те, где действие направлены против самих несовершеннолетних.

Следует отметить, что гуманность подхода к наказанию детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, присуще и в определении возможности повторных преступлений.

При его применении не учитывают судимости до наступления совершеннолетия.

Особенности применения наказания несовершеннолетним

При вынесении решений судом несовершеннолетним учитывают статью 89 УК, обязывающую учитывать психологическое развитие, обстоятельства жизни, возможности воспитания, оказанное воздействие взрослого окружения.

Наряду с другими, возрастная характеристика смягчает вину за проступок.

При доказанности виновности, наличия возраста, разрешающего принимать решение о привлечение к ответственности, могут применяться следующие наказания:

  1. Штрафные санкции объёмом до 50 тысяч рублей – демократичное наказание, используется без учёта собственного дохода подростка, владения им имуществом. Специфика связана с тем, что при отсутствии возможности выплаты бремя ложиться на отца и мать или других, законно представляющих интересы ребёнка.
  2. Прекращение права занятий какой-либо деятельностью. Норма используется крайне редко, так как отсутствуют основания для её использования – несовершеннолетние очень редко занимаются работой, приносящей доходы. Больше находятся в учебных заведениях, а запрещение получения знаний противоречит основам воспитания подростков.
  3. Обязательные работы. Как наказание за совершённые преступные деяния используются для всех возрастных категорий виновных. Отличие представлено сроком и суточными нормами труда. До пятнадцати лет длительность ежедневного труда не может превышать 2 часов, старшего – 3 часов, при общей длительности не более 160-и часов. При этом у взрослых преступников 4 и 480 часов, соответственно.
  4. Исправительные работы назначают в отношении работающих и неработающих подростков. Максимальный срок предусматривает один год. Чаще его назначают с отсрочкой исполнения.
  5. Ограничение свободы. Обязанность пребывать дома в тёмное время суток, ограничиваться перемещением в своём муниципалитете, не посещать районы массового отдыха населения и прочее. Срок наказания не может превышать двух лет. При игнорировании ограничений, суд может вынести решение о реальном лишении свободы.
  6. Лишение свободы. Если суд не видит альтернативных решений воздействия на подростка, то применяет эту крайнюю меру. Особенностью для подростков представлены сроки заключения. Так, при возрасте меньшем 16-и лет срок не должен превышать 6-и лет (совершён общеуголовный проступок) и 10-и лет при возрасте до 18-и лет (или особо тяжкий проступок). При первично совершённом преступлении назначается условный срок.

Практика показывает, что дела подростков рассматриваются с учётом влияния взрослого окружения, сопровождаются вынесением обвинения за привлечение детей к преступной деятельности.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия

Освобождение от наказания подростков предусматривает одновременные меры принудительного воспитания (статья 92 УК РФ). Исполнение осуществляется в независимости от желания подсудимого (представителей). Суть заключается в донесении до понимания ребёнка негативного следствие его проступка без наступления уголовной кары.

Подростку может назначаться одно или одновременно несколько видов воздействия воспитанием.

Следует отметить, что последний срок исполнения названых мер, в зависимости от противоправных действий подростка, составляет от 1-го месяца до 2 лет, при тяжких последствиях от 6-и месяцев до 3 лет.

Освобождение несовершеннолетних от наказания

От наказания подростки до восемнадцатилетнего возраста могут освободить на общих условиях, и предусматривающих отношение только к этой категории виновных. К первым относят: условное решение, условно-досрочное освобождение, изменением части кары менее тяжёлой, болезнь, амнистия и прочее.

Использование общих норм предполагает особое отношение к подросткам:

  • мера условного осуждения в отношении подростков применяется, как правило, взрослым — в виде исключения, а применение, мер, не связанных с заключением, приводит к лучшему воспитательному результату;
  • суд может принять повторное решение об условном отбывании наказании при совершении малого по тяжести проступка, где срок первой отсрочки не миновал, с возложением определённых обязанностей;
  • для той категории преступников предусмотрены сокращённые сроки ходатайства об условно-досрочном освобождении по проступкам с последствиями не выше средней тяжести 1/3, особой тяжёлые – 2/3 срока.

Одновременно с общими, предусмотрены дополнительные виды освобождения несовершеннолетних от наказания:

  1. С использованием воспитательного принуждения, без поселения в места со специальным воспитанием.
  2. Путём поселения в места, где проводится учебно-воспитательное образование.

Приведённые выше особенности освобождения несовершеннолетнего от наказания представляют собой полное освобождением, которое отменяется только судом путём пересмотра приговора по жалобе или надзорным порядком, а также возникновении новых обстоятельств дела.

Применение главы 14 УК РФ к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет

При определении наказания виновным, возрастом 18-20 лет, ст. 96 допускает использование норм главы 14 УК:

  • минимальных сроков погашения судимости;
  • объёмов наказания, применяемых для подростков.

Такая возможность действительна для виновных ограниченной вменяемости, задержке развития психики, при выявлении судом ничтожных жизненных обстоятельств и проблем в воспитании, при условии последствий преступления не выше средних.

Для определения возможности применения этих мер суд вправе назначать психиатрическую или психологическую судебные экспертизы, привлечь научных консультантов.

Важным обстоятельством представлена мера, не позволяющая помещать виновных в обсуждаемом возрасте в закрытые учебно-воспитательные учреждения или специальные колонии.

Из изложенного следует, что нормы права предусматриваются достаточные возможности для несовершеннолетних переосмыслить совершённые деяния, даёт основания не допустить их повторение в дальнейшем, без обязательности изоляции от общества.

§ 5. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания

§ 5. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания

Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 постановления от 14 февраля 2000 г. обратил внимание судов на необходимость более тщательно изучать возможности применения к несовершеннолетним различных видов освобождения от уголовной ответственности: ст. 75 УК — в связи с деятельным раскаянием, ст. 76 — в связи с примирением с потерпевшим; ст. 77 — в связи с изменением обстановки. Кроме того, Пленум указал судам на недопустимость случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК (п. 13)[339].

Новый УК предусматривает освобождение несовершеннолетних как от уголовной ответственности, так и от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (в дальнейшем — принудительных мер). Согласно ст. 90 УК предпосылками освобождения от уголовной ответственности являются:

1) недостижение лицом 18-летнего возраста;

2) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести;

3) возможность исправления лица путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер возможно как в ходе предварительного расследования, так и в результате судебного рассмотрения дела. Из предпосылок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности видно, что новый УК предоставил органам предварительного расследования и суду более широкие права, чем были ранее: несовершеннолетний может быть освобожден не только за преступление небольшой, но и средней тяжести.

Принудительные меры воспитательного воздействия. По своему содержанию эти меры являются воспитательными. Преследуя цель исправления несовершеннолетнего, суд при применении принудительных мер воздействует на подростка прежде всего путем убеждения, доведения до его сознания понимания недопустимости совершения преступлений. Вместе с тем применяемые судом меры носят принудительный характер. Это выражается в том, что принудительные меры назначаются независимо от желания или согласия несовершеннолетнего либо его законного представителя. Исполнение этих мер обеспечивается силой государственной власти. Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия являются воспитательными по своему содержанию и принудительными по характеру исполнения.

Принудительные меры разнообразны по своему содержанию. Каждая мера обладает спецификой воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя. Статья 90 УК предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

1. Предупреждение (ч. 1 ст. 91 УК). Эта мера заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение рассчитано на разовое действие и имеет целью помочь несовершеннолетнему правонарушителю осознать неправильность своего поведения и необходимость в дальнейшем добровольно и сознательно соблюдать установленный порядок и правила общежития.

Читать еще:  Оформление дарственной на несовершеннолетнего ребенка

2. Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (ч. 2 ст. 91 УК). Эта мера заключается в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Передача под надзор предполагает указание органа, применившего данную меру, лицам или соответствующему государственному органу о необходимости тщательного и систематического контроля за поведением подростка, устранения условий, способствующих антиобщественному поведению и т.д. Эта мера целесообразна, если родители или лица, их заменяющие, способны оказать на несовершеннолетнего положительное воздействие. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом все же должно быть получено[340].

3. Возложение обязанности загладить причиненный вред (ч. 3 ст. 91 УК). Эта мера понуждает подростка к деятельному заглаживанию причиненного вреда. Она заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности компенсации причиненного вреда (денежная компенсация, передача предмета, аналогичного утраченному, устранение вреда своим трудом). Применение этой меры возможно только в отношении подростков, достигших 15-летнего возраста. В случае избрания принудительной меры, заключающейся в заглаживании причиненного вреда своим трудом, необходимо наличие у подростка соответствующих трудовых навыков. При назначении в качестве принудительной меры обязанности возместить причиненный ущерб несовершеннолетний должен иметь самостоятельный заработок либо получать стипендию.

УК РФ, в отличие от ч. 4 ст. 63 УК РСФСР, не ограничивает размер вреда, заглаживание которого можно возложить на несовершеннолетнего. В литературе высказано обоснованное мнение о том, что в этих случаях целесообразно исходить из половины минимального размера оплаты труда, на которую ориентируются комиссии по делам несовершеннолетних, руководствуясь Законом РСФСР от 25 февраля 1993 г. «О внесении изменений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних»[341].

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. УК наиболее подробно характеризует эту новую принудительную меру. Согласно ч. 4 ст. 91 УК указанная мера может предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. На несовершеннолетнего может быть также возложена обязанность возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Этот перечень не является исчерпывающим, и орган, применивший принудительную меру, может возложить на несовершеннолетнего и иные обязанности.

В некоторых случаях целесообразно назначение несовершеннолетнему не одной, а нескольких различных по содержанию принудительных мер (ч. 3 ст. 90 УК). Например, допустимо одновременное назначение таких мер, как предупреждение, возложение обязанности загладить причиненный вред и запрет посещения определенных мест.

Продолжительность применения таких принудительных мер, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, определяется органом, назначающим эти меры.

В случае, если несовершеннолетний систематически не исполняет принудительную меру воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа может быть отменена и материалы направлены для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК). Под систематическим неисполнением понимается неисполнение несовершеннолетним принудительных мер более двух раз.

Наряду с освобождением несовершеннолетних от уголовной ответственности УК РФ предусматривает возможность освобождения несовершеннолетних от наказания. Такое право при совершении подростком преступления небольшой или средней тяжести предоставлено суду. При этом суд применяет к несовершеннолетнему те же принудительные меры, что и при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности (п. 1 ст. 92 УК). Кроме того, суду предоставлено право при осуждении за преступление средней тяжести освободить несовершеннолетнего от наказания, если суд придет к выводу, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения подростка в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92). В отличие от прежнего УК суд устанавливает срок пребывания подростка в указанном учреждении, однако этот срок не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного УК РФ за преступление, совершенное несовершеннолетним.

Если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, будет признано, что несовершеннолетний для своего исправления не нуждается в дальнейшем пребывании в специальном учреждении, применение данной меры может быть прекращено. Вместе с тем в случае необходимости завершить несовершеннолетним общеобразовательную или профессиональную подготовку возможно продление пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении после истечения срока, установленного судом.

Помещение подростка в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних, связанное с изъятием несовершеннолетнего из семьи и помещением в условия специального режима, является наиболее строгой мерой при освобождении несовершеннолетнего от наказания. Вместе с тем помещение в эти учреждения не является наказанием, так как:

1) применяется в порядке замены наказания;

2) не содержится в системе видов наказания;

3) сроки пребывания в этих учреждениях не определяются судом[342];

4) не влечет судимости.

Специальными лечебно-воспитательными учреждениями являются специальные (вспомогательные) школы-интернаты и лечебные учреждения для умственно отсталых детей, либо для детей, перенесших тяжелые заболевания, которые отразились на их развитии, либо для детей, страдающих общими физическими или психическими недостатками. Эти своеобразные, свойственные только данной принудительной мере условия должны быть либо очевидны, либо установлены медицинским заключением. При этом обязательными остаются и остальные предпосылки применения ст. 90 УК РФ, в том числе и признание подростка виновным в совершении преступления.

Воспитательными учреждениями для подростков являются детские дома и школы-интернаты. Принудительное помещение в эти учреждения подростка, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, применяется, если семейные условия не обеспечивают его правильного развития и воспитания и вместе с тем возможно пребывание несовершеннолетнего в обычном детском коллективе.

Самой строгой принудительной мерой является помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение. Таким учреждением является специальное профессионально-техническое училище, в которое помещаются несовершеннолетние правонарушители, нуждающиеся в особых условиях воспитания и строгом педагогическом режиме. Образовательная, воспитательная и хозяйственно-экономическая деятельность СПТУ регулируется «Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»[343]. Воспитательная работа в СПТУ сочетает общее политехническое обучение с производительным трудом. Несовершеннолетние правонарушители в этих воспитательных учреждениях должны не только повышать свой общеобразовательный и культурный уровень по программе обычных школ, но и приобретать или повышать свою профессиональную квалификацию в объеме училищ системы профессионально-технического обучения. Проведение воспитательной работы в этих училищах предполагает также осуществление целого комплекса трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних с учетом специфических особенностей отдельных категорий правонарушителей.

В случае, если вследствие систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры назначенная в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК мера отменяется и назначается наказание в виде лишения свободы, срок пребывания подростка в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении не засчитывается в срок отбывания наказания.

В 1999 г. в отношении 22% подростков судами были применены принудительные меры воспитательного воздействия[344]. Вместе с тем в 1995 г. в стране было лишь 15 специальных профессионально-технических училищ и 32 специальные школы, в которые помещались подростки в возрасте до 14 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания. По оценке специалистов, только 9% подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения. Недоступность для данной категории несовершеннолетних таких учреждений способствует повышению их криминальной активности. Только в 1995 и 1996 гг. за период ожидания путевок для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения подростками было совершено 2085 преступлений[345].

Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия должно осуществляться таким образом, чтобы у подростка не возникло чувство безнаказанности за совершенное преступление.

Органы правосудия в обоснование решения о применении указанных институтов ссылаются на такие обстоятельства, как совершение подростком преступления впервые, признание себя виновным и чистосердечное раскаяние, положительная характеристика, ненормальные условия в семье, неблагоприятное окружение, второстепенная роль подростка в преступлении и др.

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности

Специальные основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности регламентированы ст. 90 УК РФ. В данной статье закреплена норма об освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Основаниями применения этой нормы являются совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести, установленная судом возможность исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности.

Постановление или определение о прекращении дела в связи с освобождением от уголовной ответственности «не является актом, которым устанавливается виновность обвиняемого», «вопрос о его виновности остается открытым» (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.10.1996 № 18-П). Поэтому необходимо уделять особое внимание установлению факта совершения преступления. Прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением ст. 90 УК РФ не допускается, если несовершеннолетний или его законный представитель против этого возражают.

Действующее уголовное законодательство (ч. 2 ст. 90 УК РФ) к числу принудительных мер воспитательного воздействия относит-.

1) предупреждение, которое по своему содержанию представляет собой разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. По своей форме предупреждение, следовательно, проявляется в беседе судьи либо состава суда воспитательно-принудительного характера.

Разумеется, характер такой беседы, ее направленность и тональность зависят прежде всего от характера и степени общественной опасности содеянного несовершеннолетним, а также от степени социальной запущенности несовершеннолетнего, его нравственных качеств, образовательного уровня, ближайшего окружения, атмосферы в семье и от общей характеристики личности виновного.

Читать еще:  Несовершеннолетние ук рф

По своему воспитательному воздействию предупреждение должно преследовать цель помочь несовершеннолетнему осознать противоправность своего поведения и, сделав из этого правильный вывод, в дальнейшем осознанно соблюдать правила общежития и правовые нормы. Однако содержание предупреждения не должно породить у несовершеннолетнего чувство безнаказанности за совершенное преступление. Поэтому ему разъясняется не только общественная опасность содеянного им и вредные последствия причиненного им вреда, но и какое конкретное наказание может быть назначено виновному;

2) передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Эта принудительная мера воспитательного воздействия состоит в возложении на указанных лиц обязанностей по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Прежде всего надзор при применении рассматриваемой принудительной меры воспитательного воздействия включает в себя: а) установление контроля за поведением несовершеннолетнего; б) оказание на него воспитательного воздействия.

Устанавливаемый контроль за поведением несовершеннолетнего, несомненно, содержит в себе элементы принудительного выбора варианта соответствующего поведения, соотнесения своих поступков с нормами морали и нравственности, а также с требованиями правовых предписаний и запретов. Контроль также предполагает постоянную проверку поведения несовершеннолетнего, круга его общения, мест проведения досуга и т.п.;

  • 3) возложение на несовершеннолетнего обязанности загладить причиненный вред. Эта мера предполагает, что сам несовершеннолетний, обладая определенными трудовыми навыками, способен произвести ремонт поврежденных им дверей, окон квартиры, мебели, забора, транспортного средства и т.п. Естественно, заглаживание причиненного вреда требует приобретения строительных материалов, соответствующих агрегатов, узлов, деталей и др., что связано с определенными материальными затратами, а потому применение рассматриваемой принудительной меры воспитательного воздействия предполагает учет материального положения именно самого несовершеннолетнего, а не его родителей или иных его родственников. Суть воспитательного воздействия данной принудительной меры и состоит именно в том, чтобы сам несовершеннолетний понес свои личные материальные затраты на заглаживание вреда, причиненного совершенным им преступлением. При таком положении у него должно проявиться чувство вины перед потерпевшим за причиненный ему материальный ущерб;
  • 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Эти меры предусматривают в наибольшем объеме ограничения и ущемление его прав и интересов, что вызывается совершением им конкретного преступления. Поэтому указанные принудительные меры в наибольшей степени обладают свойствами принуждения, причиняя несовершеннолетнему определенные физические и моральные страдания.

Ограничение досуга предполагает запрет, например, на посещение стадионов, дискотек, клубов, баров, ресторанов, кафе и других мест.

Установление особых требований может выразиться в ограничении пребывания несовершеннолетнего вне дома после определенного времени суток, например после 22 часов, в запрете выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа, призванного осуществлять контроль за поведением несовершеннолетнего, которому были назначены принудительные меры воспитательного воздействия, и др.

Кроме мер, указанных в ч. 2 ст. 87 УК РФ, к несовершеннолетним может быть на общих основаниях применено освобождение от уголовной ответственности (ст. 75, 76, 76.1, примечания к ст. 126, 198, 204, 205, 205.1, 206, 208, 222, 223, 228, 275, 282.1, 282.2, 291, 307 УК РФ) [1] .

Предусмотренные УК РФ принудительные меры воспитательного воздействия – это не являющиеся уголовным наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним с целью их исправления.

Применяя принудительные меры воспитательного воздействия, суды исходят из общей характеристики несовершеннолетнего, позволяющей сделать вывод о возможности исправления лица без привлечения его к уголовной ответственности. Учитываются также и обстоятельства совершения преступления.

И хотя для применения принудительных мер воспитательного воздействия не требуется, чтобы несовершеннолетний после совершения преступления добровольно явился с повинной, способствовал раскрытию совершенного преступления, материалы, характеризующие его не только до, но и после совершения преступления, оказывают влияние на принятие решения о применении к нему указанных мер.

На применение отдельных видов принудительных мер воспитательного воздействия влияние оказывают и иные обстоятельства. Так, в соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен не только получить от них согласие на это, но и убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на несовершеннолетнего, правильно оценивают содеянное им и могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. В этих целях суды обязаны истребовать характеризующий их материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их замещающих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

При назначении же такой принудительной меры воспитательного воздействия как возложение обязанности загладить причиненный вред обязательно учитывается положение несовершеннолетнего и наличие у него соответствующих трудовых навыков.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия с освобождением несовершеннолетнего от уголовной ответственности является не обязанностью суда, а его правом. При этом несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Их применение, как справедливо отмечается в литературе, носит условный характер [2] , что подтверждается содержанием ч. 4 ст. 90 УК РФ, в соответствии с которой в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия по представлению специализированного государственного органа в суд данная мера воспитательного воздействия отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

К сожалению, закон не раскрывает содержание понятия систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия. Более того, учитывая различные свойства воспитательного воздействия данных мер, возникает проблема применения к ним понятия их систематического неисполнения. Например, что может означать рассматриваемое понятие применительно к такой принудительной мере воспитательного воздействия, как предупреждение, если несовершеннолетний хотя и не совершает нового преступления, но не соблюдает в должной мере нормы морали, общежития либо допускает нарушения общественного порядка? Может ли специализированный государственный орган в этом случае делать представление в суд о замене данной принудительной меры воспитательного воздействия?

Если исходить из законодательного разъяснения понятия предупреждения, даваемого в ч. 1 ст. 91 УК РФ, которое касается только разъяснения несовершеннолетнему вреда, причиненного совершенным им преступлением и последствий повторного совершения нового преступления, то систематического неисполнения предупреждения быть нс может.

Следовательно, отменить ранее сделанное судом предупреждение нельзя. Не учитывается в этом случае при назначении наказания за новое преступление и ранее совершенное несовершеннолетним преступление, от уголовной ответственности или наказания за которое он был освобожден с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Такое решение вытекает из содержания п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1, ибо применение принудительной меры воспитательного воздействия не влечет судимости.

Таким образом, систематическое неисполнение несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия как основание для ее отмены может касаться только принудительных мер, предусмотренных ч. 2–4 ст. 91 УК РФ (передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; и отчасти возложение обязанности на несовершеннолетнего загладить причиненный вред, когда он должен был это сделать не сразу, а в течение определенного по согласованию с потерпевшим либо указанного судом срока. Если же несовершеннолетний сразу заглаживает причиненный вред, то отменить ее, так же как предупреждение, уже невозможно; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего).

В соответствии с н. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия (например, ограничения досуга, установления особых требований к его поведению), которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением подростка.

Если несовершеннолетнему назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 3 ст. 90 УК РФ) и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), такие нарушения не могут быть признаны систематическими, дающими основание для применения судом положений ч. 4 ст. 90 УК РФ об отмене принудительных мер воспитательного воздействия.

Анализ содержания ч. 4 ст. 90 УК РФ позволяет сделать вывод, что она нуждается в редакционном изменении. Так, предусматривая возможность отмены принудительных мер воспитательного воздействия при систематическом их неисполнении несовершеннолетними, анализируемая статья обязывает специализированный государственный орган подготовить представление и направить материалы в суд для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Однако из данного текста трудно уяснить, о каком представлении и о каких материалах идет речь. Касается ли это только фактов систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия либо вместе с этим в суд должны быть направлены материалы по прекращенному уголовному преследованию, когда речь идет об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

Указанные вопросы должны найти четкое закрепление в нормах УК и УПК РФ.

Отмена постановления о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия производится судьей в судебном заседании на основании ходатайства, внесенного специализированным государственным органом. В судебное заседание вызывается несовершеннолетний обвиняемый, его защитник, прокурор, а также представитель специализированного органа.

Постановление судьи, вынесенное в результате рассмотрения ходатайства о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия, может быть обжаловано обвиняемым, его законным представителем, защитником и прокурором в течение 10 суток со дня его вынесения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector