0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности допроса несовершеннолетнего обвиняемого

Как провести допрос несовершеннолетнего свидетеля, обвиняемого, потерпевшего

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого имеет определённый порядок, который основан на особенностях физического и психического развития ребёнка. Поэтому в УПК РФ существует отдельная статья, регулирующая порядок проведения допроса.

Содержание статьи

Допрос подозреваемого, возраст которого не достиг 18 лет, проводится согласно статье 425 УПК РФ. Согласно тексту документа, длительность допроса не должна превышать 2 часов подряд, или не дольше 4 часов за день в совокупности.

Длительность допроса определяется следующими факторами:

  • возрастом подозреваемого;
  • психологическим статусом;
  • общим самочувствием и показателями здоровья.

Продолжительность проведения следственных мероприятий с участием ребёнка колеблется в зависимости от возраста и регулируется ч. 1 ст. 191 УПК РФ.

Учитывая психологическое развитие детей, рекомендуется проводить допрос в привычном для него окружении, например, в школьном классе или в группе детского сада. Практика показывает, что желательно, чтобы следователь был того же пола, что и рёбенок, особенно это важно при правонарушениях против неприкосновенности.

Лица, которым разрешено присутствовать на допросе:

  1. Защитник.
  2. Педагог или психолог.
  3. Законный представитель.

Во время допрашивания несовершеннолетнего обязательно присутствие защитника, педагога или психолога.

Адвокату позволено знакомиться с материалами расследования и делать замечания. Возможность присутствия родителей решается следователем исходя из интересов ребёнка, это означает, что не всегда родители присутствуют на допросе.

Выбор между педагогом или психологом решается на основании возраста подозреваемого, его психического статуса. Пример, при допросе малолетнего ребёнка, которому 3-4 года, лучше пригласить педагога из детского сада, а при допросе младших школьников или подростков — преподавателя, ориентирующегося в особенностях подростковой психики. Психолог или педагог могут задавать уточняющие вопросы подозреваемому, просматривать протокол допроса и кратко указывать замечания в записке.

Повестка о вызове на допрос направляется лично несовершеннолетнему, но получают её родители либо руководитель учреждения, где находится ребёнок.

Законные представители несовершеннолетнего обязаны обеспечить явку на допрос. В случае уклонения от явки возможен принудительный привод подозреваемого.

Особенности допроса

Процедура допроса имеет много нюансов. Одним из таких факторов является то, что в качестве кого обвинение вызвало ребёнка на допрос.

Ребёнок может быть допрошен в качестве:

  • обвиняемого;
  • подозреваемого;
  • потерпевшего;
  • свидетеля.

Допрос ребёнка, обвиняемого в совершении преступления, производится в соответствии со статьей 425 УПК РФ.

Допрос свидетеля, которому нет 18 лет, УПК РФ подразумевает присутствие адвоката, педагога и родителей в обязательном порядке. Всем участникам процесса объясняются их права. Также ст. 280 УПК РФ регламентирует и порядок допроса потерпевшего, не достигшего совершеннолетия.

Несмотря на отличия при допрашивании несовершеннолетних, существуют и общие особенности проведения дознания, которые регламентируются статьёй 191 УПК РФ.

Согласно тексту статьи, существует временное ограничение длительности допроса:

  1. Дети до 7 лет допрашиваются не более 30 минут без перерыва, и не более 1 часа в совокупности за один день.
  2. Если возраст детей от 7 до 14 лет – не более 1 часа непрерывно или не более 2 часов в совокупности.
  3. Время допроса подростков – меньше 2 часов без перерыва или меньше 4 часов за день.

Не несут административной или иной ответственности дети в возрасте до 16 лет за недостоверные сведения или за отказ от дачи показаний, но при этом им напоминается о том, что нужно говорить правду.

В ходе следственных мероприятий с присутствием несовершеннолетних обязательно проведение фотосъёмки или видеозаписи.

Если при проведении допроса ребёнок отмечает, что у него есть алиби на момент совершения правонарушения, то следователю необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на подтверждение или опровержение данного заявления.

Сначала составляется план проверки алиби, затем согласно пану проводятся следственные мероприятия, дополнительно допрашиваются другие лица, на которых указал подозреваемый, изымаются и изучаются различные документы и делается заключение по результатам дополнительного расследования. После проверки следователь определяет достоверность алиби.

Права несовершеннолетних

Права, которыми наделены несовершеннолетние, отражены в последней действующей редакции Семейного Кодекса РФ.

К правам детей, имеющимся у них с рождения, относятся:

  • наличие Ф. И. О.;
  • воспитание в семье;
  • свободное общение с другим родителем и родственниками;
  • возможность защищать свои интересы;
  • получение средств к существованию от родителей или родственников.

По мере роста ребёнка к его основным правам добавляются дополнительные.

Как правило, имя ребёнку дают родители, фамилия и отчество даётся либо от матери, либо от отца и зависит от того, зарегистрированы ли их отношения. Разные ситуации семейного положения родителей и возможности выбора фамилии и отчества для ребёнка регулируются статьёй 58 СК РФ.

Ребёнок должен воспитываться в семье, полной или неполной. Если родителей лишили родительских прав, то право ребёнка на семью должно быть обеспечено органами опеки и попечительства. Если родители разведены, то ребёнок имеет право видеться с другим родителем или родственниками.

Права и интересы ребёнка представляют:

  1. Законные представители.
  2. Отдел охраны детства.
  3. Прокуратура.
  4. Судебные органы.

Достигнув 14-летнего возраста, ребёнок может сам обратиться в суд.

В 10 лет учитывается мнение ребёнка в обстоятельствах, в которых затронуты его интересы. Также ребёнок может принимать участие в заседаниях суда, давать показания. Также ребёнок вправе получить новые Ф. И. О., может подать заявление на возвращение родительских прав своим родителям.

Начиная с 14 лет, подросток несёт уголовную ответственность по некоторым видам правонарушений, список которых установлен законодательством, с согласия родителей может работать в свободное от учёбы время и при этом заработок может тратить по своему усмотрению, а также может вносить денежные средства в банк и распоряжаться вкладами.

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО

студент, кафедра деликтологии и криминологии ЮИ СФУ,

Говоря об особенностях допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на очень важной процессуальной стадии — предварительном расследовании, необходимо отметить, что допрос является одним из неотъемлемых методов собирания доказательной базы для раскрытия преступления. Для полного понимания понятия «допрос», следует обратиться к юридической литературе, так как оно имеет различные дефиниции.

Так Васильев А.Н. и Карнеева Л.М. дают следующую интерпретацию данного понятия: «Допрос – самое распространенное следственное действие по собиранию доказательств. Именно посредством допроса почти по каждому делу добывается наибольшее количество доказательств, позволяющих установить истину. В этом смысле допрос можно считать основным, или главным, источником получения доказательств» [1]. Тем самым, процедура допроса направлена на установление развернутых объективных событий расследуемого дела.

По мнению, И.П. Еськова, понятие допроса представляется следующим образом: «Допрос – процессуальное средство получения и проверки доказательств. [2] Иначе говоря, посредством допроса следователь (дознаватель) имеет возможность установить обстоятельства дела, цели и мотивы фигурантов уголовного дела, и прочую информацию, имеющую ценность в процессе доказывания вины обвиняемого.

При проведении процедуры допроса по уголовным делам, в котором в статусе подозреваемого, обвиняемого находится несовершеннолетний, порядок проведения этих процессуальных действий регулируется ст.425 УПК РФ, которая предусматривает особенностей по сравнению с правилами допроса совершеннолетнего лица, изложенными в ст.76 ,77, 173, 174, 187,188,189,190 УПК РФ.

Одной из особенностей допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является предусмотренное УПК РФ участие в нем педагога, психолога. Так, в соответствии с ч.3 ст.425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Тем самым, в законе отражена возможность привлечения одного из двух специалистов – психолога либо педагога. Однако, в УПК РФ отсутствуют положения о том моменте, когда для проведения допроса в помощь следователю (дознавателю) вызывается психолог, а в когда – педагог. Данное решение может быть принято лицами, ведущими расследование или дознание.

В научной литературе сложились два противоположных мнения по данному вопросу. Так И.В. Гецманова считает, что «представляется целесообразным заменить участие педагога в уголовном процессе по делам несовершеннолетних участием специалиста в области подростковой и социальной психологии» [3].

И.И. Мамайчук также отмечает, что функции педагога как участника допроса несовершеннолетнего «может более успешно осуществить детский психолог как специалист, обладающий научными знаниями в области психологии детей и подростков и владеющий профессиональными практическими навыками общения с ними» [4]. Таким образом, ученые считают, что участие педагога в процессе допроса излишне, его функции может выполнять психолог, причем в полной мере, нежели педагог.

Иного мнения придерживаются другая группа ученых:

Например, М.В. Костицкий считает, что «к допросу несовершеннолетних должны в первую очередь привлекаться психологи, специалисты в области детской и педагогической психологии. Не имеется возражений и против участия в этих следственных действиях и педагогов» [5].

С.В. Тетюев отмечает, что «следователю целесообразно предоставить право выбора между педагогом и психологом, а при необходимости возможность пользоваться помощью сразу и того, и другого сведущего лица» [6].

О.Х. Галимов, Н.Ш. Сафин, Е.В. Селина считают, что цель приглашения педагога для участия в допросе состоит в том, чтобы он содействовал определению соответствия показаний допрашиваемых их возрасту, особенностям умственного развития, а также с целью создания как психологического, так и следственно-психологического контакта с допрашиваемым [7].

Тем самым, вторая группа ученых полагает, что педагога необходимо привлекать совместно с психологом к участию в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Представляется логичным, что при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участие психолога обязательно, но и, нельзя исключить возможность привлечения к производству следственного действия педагога. Но, предпочтение в данном случае необходимо отдать психологу, так как психолог, участвующий в допросе несовершеннолетнего, помогает следователю полнее учесть психо-возрастные характеристики допрашиваемого лица. Участие психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на стадии предварительного расследования является одним из процессуальных механизмов, обеспечивающих ведение учета возрастных и психологических особенностей подростков.

Читать еще:  Освобождение судом несовершеннолетнего подсудимого от наказания

Установлена дифференцированная возрастная граница несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, допрашиваемых с участием педагога или психолога. Согласно ч.3 ст.425 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в возрасте до 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии участие педагога или психолога является обязательным. В данном контексте, вопрос ограничения права психически здорового подростка, которому исполнилось 16 лет на участие в допросе психолога или педагога. Представляется, что ограничения участия психолога (педагога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не являются в достаточной степени научно аргументированными. Положение закона об обязательном участии психолога (педагога) в допросе должно быть распространено на указанных лиц, не достигших возраста совершеннолетия.

Существует еще одна важная особенность допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, отраженная в ст. 426 УПК РФ – право и обязанность законных представителей участвовать в допросе. Причем, законные представители имеют право участвовать в следственных действиях с первого допроса согласно п.1 данной статьи.

Согласно п. 12 ст. 5 УПК РФ законными представителями являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства.

Обращает на себя внимание то, что перечень лиц, имеющих право быть законными представителями несовершеннолетнего, является исчерпывающим. Однако в практике часто имеет место быть ситуация, когда несовершеннолетний фактически воспитывается иными лицами (родственниками).

Учитывая двойную заинтересованность законного представителя в уголовном процессе, законодатель допускает возможность его отстранения от участия в деле при наличии оснований полагать, что действия представителей наносят ущерб интересам несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 426 ч. 2, ст. 428 УПК РФ).

В качестве обстоятельств, влекущих недопущение или отстранение законного представителя от участия в допросе О.Х. Галимов выделяет следующие: недееспособность законного представителя; совершение им действий, могущих повлечь неблагоприятные последствия для ребенка (например, злоупотребление своими правами, невыполнение сво­их обязанностей, разглашение данных следствия, оказание психологического давления на ребенка с целью изменения им своих показаний и т. п.) [8]. В связи с этим предлагается дополнить перечень лиц, которые имеют право выступить законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и включить других родственников несовершеннолетнего.

Таким образом, анализ действующего уголовно-процессуального законодательства отражает наличие гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса при выполнении определенных процессуальных и следственных действий. Предложения по усовершенствованию действующего процессуального законодательства и оказанию эффективной психологической помощи направлены на защиту прав и интересов несовершеннолетних, вовлеченных в уголовно-процессуальные правоотношения.

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего, обвиняемого – ст. 425 УПК РФ

Нередко фигурантами уголовных дел становятся лица, не достигшие 18 лет. Подростки не способны объективно оценить последствия своих поступков и часто действуют себе во вред. Чтобы обеспечить соблюдение законных прав этой категории граждан применяются особые положения УПК, которые регламентируют следственные действия, в том числе и допрос несовершеннолетнего подозреваемого.

Правила и особенности допроса несовершеннолетних

Действующее законодательство гарантирует защиту интересов и прав всех сторон уголовного процесса, особенно в тех случаях, когда под следствием оказывается малолетний гражданин. В силу возраста эта категория лиц обладает нравственно-психологическими характеристиками, существенно отличающимися от взрослых людей.

Это обстоятельство требует иного подхода при проведении процессуальных действий, поэтому нужно соблюдать особенности допроса несовершеннолетних:

  • неспособность длительное время концентрировать внимание;
  • внушаемость;
  • недостаточный объем знаний и жизненного опыта;
  • склонность смешивать реальные и воображаемые события;
  • слабые аналитические навыки.

Из-за нестабильного эмоционального состояния несовершеннолетние в ходе допроса могут путать даты, время и расстояние, нелогично излагать мысли.

Чтобы получить правдивые показания дознаватель должен ознакомиться с документами, характеризующими личность ребенка, а также соблюсти ряд правил, а именно:

  • пригласить психолога или педагога;
  • обеспечить присутствие адвоката;
  • проводить допрос в присутствии законных представителей ребенка;
  • не превышать установленную законом продолжительность допроса.

Продолжительность

В п. 1 ст. 425 УПК РФ установлено ограничение на продолжительность допроса несовершеннолетнего, находящегося в статусе подозреваемого или обвиняемого. Согласно закону, лицо, не достигшее 18-летнего возраста, нельзя допрашивать 2 часа подряд без перерыва и более 4 часов в день.

С учетом психологического и физического состояния допрос подозреваемого несовершеннолетнего может быть сокращен по ходатайству самого несовершеннолетнего, либо его защитника. Если дознаватель отказывает, то защита имеет право обратиться в суд с жалобой, приложив подтверждающие документы.

Место допроса

Перед тем, как вызвать подозреваемого на допрос, дознаватель обязан принять решение о месте его проведения. Согласно общим правилам, допросы могут проводиться в месте производства дознания, в следственном изоляторе или в привычной для ребенка обстановке, например, в школе, дома.

Подростков в возрасте с 13 до 16 лет предпочтительнее опрашивать в кабинете дознавателя, так официальная обстановка вместе с разъяснениями о необходимости серьезного отношения к делу настроят на правдивые показания. Если несовершеннолетний был взят под стражу, его допрашивают по месту содержания в специально отведенном помещении.

Лиц, не достигших 13 лет, опрашивают в менее официальной обстановке, так как это снижает давление на ребенка и снимет дискомфорт. Иногда допрос может проходить на месте совершения преступления, особенно тогда, когда имеется необходимость проведения дополнительных следственных действий.

Присутствие третьих лиц

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого может проходить в присутствии третьих лиц. В случае, когда несовершеннолетний не владеет русским языком или изъявляет желание давать показания на родном языке, ему предоставляется квалифицированный переводчик. Проведение любых следственных действий без выполнения этого требования обвиняемого является грубым нарушением УПК.

Согласно закону, интересы несовершеннолетнего может защищать адвокат, с которым законные представители заключили письменное соглашение. Также адвокат может быть назначен по ходатайству следователя, в этом случае оплата услуг осуществляется за счет государственных средств.

На допросах могут присутствовать педагоги и психологи, чьей задачей является установление контакта между дознавателем и правонарушителем.

Ст. 426 УПК РФ предусматривает присутствие на любых следственных действиях законных представителей несовершеннолетнего, родителей, опекунов, усыновителей, попечителей, или представителей организации, под опекой которых находится малолетний. Дознаватель обязан вынести соответствующее постановление и тем самым закрепить статус этих лиц.

Представители могут не участвовать в допросах только в двух случаях:

  • если подали ходатайство об отказе и оно было удовлетворено;
  • вынесено постановление о том, что они действуют в ущерб интересам несовершеннолетнего.

Участие педагога

Особенности допроса подозреваемого несовершеннолетнего предполагают установление контакта между ним и дознавателем, что невозможно без участия опытных педагогов.

Согласно ст. 425 УПК РФ эти специалисты должны участвовать в допросах лиц, не достигших 16 лет, а также тех, кто достиг 16 лет, но страдает психическими расстройствами, либо отстает в развитии. Дознаватель может пригласить педагога по собственной инициативе, либо по ходатайству стороны защиты.

В зависимости от возраста обвиняемого или подозреваемого дознаватель может пригласить педагога дошкольного учреждения, начальной школы, либо преподавателя старших классов. Перед тем, как специалист примет участие в допросе, дознаватель обязательно опросит его о причинах, препятствующих участию в следственных действиях. Также могут привлекаться психологи и педагоги из учреждений, специально созданных для таких целей.

В соответствии со ст. 425 УПК РФ перед началом допроса дознаватель обязан объяснить педагогу его права и сделать соответствующую отметку в протоколе.

Присутствие педагога не ограничивается предварительной беседой с ребенком, с разрешения следователя он может задавать уточняющие вопросы, знакомиться с протоколом, делать замечания о полноте и правильности записей.

Права представителей

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого по УПК РФ должен проводиться в присутствии законного представителя, который допускается к делу после вынесения соответствующего постановления дознавателем.

В соответствии с ч.2 ст. 426 УПК РФ представителям разъясняются их права, в частности:

  • знакомиться с обвинением и присутствовать на его предъявлении;
  • присутствовать на допросах и других действиях, если получено разрешение дознавателя;
  • знакомиться с протоколами, делать письменные замечания;
  • заявлять ходатайство о нарушениях, допущенных в ходе дознания;
  • предъявлять доказательства в защиту несовершеннолетнего;
  • знакомиться с материалами дела после окончания дознания.

Дознаватель имеет право ограничить несовершеннолетних в ознакомлении с материалами дела, которые содержат информацию, способную навредить его психическому состоянию. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого может получить доступ ко всем материалам, вне зависимости от их содержания.

Права несовершеннолетнего

Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. В соответствии со ст. 47 УПК РФ обвиняемые или подозреваемый вне зависимости от возраста имеет право:

  • знать, какие обвинения ему предъявляются;
  • пользоваться услугами адвокатов, в том числе предоставляемых бесплатно;
  • встречаться с адвокатом без посторонних лиц без ограничения по времени;
  • давать все показания на родном языке;
  • подавать жалобы на действия дознавателя, прокурора суда, лично присутствовать на их рассмотрении;
  • не давать показаний против себя, а также против родственников.

Уголовно-процессуальное законодательство гарантирует защиту интересов и прав несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого при проведении всех следственных действий. Ограничение длительности допроса, присутствие защитника, законных представителей и педагога способствуют тому, что подросток даст правдивые показания и не оговорит себя.

Читать еще:  Несовершеннолетним не назначается такой вид наказания как

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Дата публикации: 23.03.2015

Статья просмотрена: 1483 раза

Библиографическое описание:

Плахотнюк Ю. И. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 181-183. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7582/ (дата обращения: 13.02.2020).

В данной статье автор рассматривает особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Рассмотрены процессуальные правила и тактические приемы допроса. Были изучены обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего допрашиваемого.

Ключевые слова: допрос, подозреваемый, несовершеннолетний, личность, следственное действие.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого — это вербальное, коммуникативное следственное действие, основанное на методе расспроса, процессуальных правилах и тактических приемах, специально разрабатываемых в криминалистике, заключающееся в получении на основе общения следователя с несовершеннолетним допрашиваемым и закреплении в установленной законом форме его показаний по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Практика показывает, что производство этого следственного действия нередко сопровождается процессуальными нарушениями, а действующее уголовно-процессуальное регулирование допроса несовершеннолетнего требует усовершенствования. Следует также отметить, что после принятия УПК РФ в науке не проводились глубокие исследования исключительно процессуальных особенностей допроса несовершеннолетнего; кроме того, в науке уголовно-процессуального права не было комплексных исследований, посвященных такой особенности, как участие педагога и использование педагогических знаний в допросе несовершеннолетнего.

Для эффективного обеспечения допроса, установления психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, получения правдивых показаний по существу дела необходима тщательная подготовка к производству данного следственного действия. Основу такой подготовки составляют такие элементы, как:

1) изучение материалов уголовного дела

2) изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

3) обеспечение участников допроса.

Некоторые авторы включают сюда и техническую оснащенность допроса и составление плана действий, которые, безусловно, являются неотъемлемыми атрибутами такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего.

При изучении материалов уголовного дела речь идет о целевом и углубленном изучении материалов уголовного дела, а так же сведений полученных оперативным путем. По степени ознакомления с делом, выстраивается тактика допроса, а у допрашивавемого создается впечатление о том что следователю (дознавателю) уже все известно. Практика показывает что около 93 % уголовных дел, в которых подозреваемый, а в последствии обвиняемый — несовершеннолетнее лицо, расследуется не одним, а двумя, и даже тремя следователями (дознавателями). Этому служат различные причины. Но этот факт подтверждает то, что при изучении уголовного дела, следователь (дознаватель) должен, полно и всестороннее углубленно ознакомится со всеми деталями и событиями уголовного дела [1, c. 49].

Согласно нормам уголовного законодательства следователь может вызвать для участия в допросе несовершеннолетнего других участников уголовного процесса: педагога или психолога, защитника, а так же законного представителя.

Педагог или психолог, будучи участником уголовного судопроизводства, является и субъектом уголовно-процессуальных отношений, и субъектом уголовно-процессуальной деятельности. Педагог или психолог — это «иной» участник уголовного судопроизводства, выполняющий в уголовном процессе вспомогательную функцию. Они не являются субъектами доказывания, это лица, не имеющее собственного интереса в доказывании и выполняющее удостоверительную функцию в процессе доказывания. По специфической функции, осуществляемой участником в процессе извлечения информации следователем, педагог и психолог входит в группу лиц, использующих свои специальные знания для оказания содействия следователю в обнаружении, изучении и закреплении доказательственной информации. По процессуальной роли психолог или педагог занимают особое место, т. к. в одних случаях они является обязательными участниками допроса несовершеннолетнего, в других — факультативными. Цель участия их в допросе несовершеннолетнего лица — максимально полное установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу при строгом соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетнего. Эта цель достигается посредством решения основной задачи — содействовать получению полных и достоверных показаний несовершеннолетнего. В свою очередь основная задача решается через решение конкретных задач, которые необходимо ставить перед педагогом:

1) установление психологического контакта; создание непринужденной обстановки допроса;

2) обеспечение оптимального эмоционального состояния подростка;

3) оказание помощи в формулировке педагогически корректных вопросов, составлении плана допроса;

4) определение оптимальной его продолжительности; предварительная беседа с несовершеннолетним;

5) оказание содействия следователю в фиксации показаний и т. д.

Также нужно уточнить, что как к педагогу, так и к психологу предъявляются следующие требования: наличие специальных знаний, приобретенных в ходе получения специального образования (средне-специального или высшего) и/или практического опыта работы с подростками соответствующей возрастной группы не менее трех лет; отсутствие обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве, кроме заинтересованности в исходе дела.

Некоторые специалисты говорят о том, что следователь вполне сам может получить достоверные и правдивые сведения от несовершеннолетнего, в следствии того, что иногда присутствие педагога или психолога, могут помешать созданию доверительной атмосферы, сковывать допрашиваемого, подвергнуть стеснению и т. д.

Одним из важнейших критериев осуществления законности при допросе несовершеннолетнего служит участие защитника. Обязательность его участия обуславливается тем, что несовершеннолетний в силу своего возраста не может самостоятельно в полном объеме осуществлять защиту своих прав и законных интересов.

Так же одной из гарантий реализации прав несовершеннолетних лиц является участие в уголовном судопроизводстве законных представителей. В п.12. ст 5 УПК РФ говориться о том, кто является законным представителем, а именно: родители, усыновители, опекуны, попечители обвиняемого, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый. В отличии от участия психолога или педагога, участие законного представителя при допросе несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным и не зависит от чьей то воли. Это вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Основной целью и задачей лица, участвующего в уголовном дела в качестве законного представителя, является защита и отстаивание им прав и интересов несовершеннолетнего. Не стоить забывать, что уголовно — процессуальным законодательством установлена недопустимость причинения законным представителем ущерба интересов обвиняемого, в этом случае следователь вправе отстранить его от участия в деле [2, c. 31].

Изучение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего допрашиваемого, имеет важнейшее значение, так как они могут повлиять на степень и характер ответственности. Следователь прежде всего руководствуется нормами уголовного и уголовно — процессуального законодательства, требованиями судебной психологии, криминалистики, следственной этики, психологии, педагогики и. т.д. Значение данных, характеризующих психологию несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, имеет основополагающее значение. Прежде всего оно необходимо чтобы установить контакт с допрашиваемым, определить методы воздействия на него, предугадать его поведение, возможные варианты его защиты, особенности его поведения в зависимости от той или иной ситуации. Каждый человек имеет свои особенности. Трудность при допросе подростка заключается в его возрасте. Не устоявшаяся жизненная позиции, недостаточность жизненного опыта, неуравновешенность иные личные качества, такие как характер, воля, эмоциональные особенности, привычки, темперамент, мировоззрение и. т.д, — все это создает определенные трудности для следователя при изучении личности несовершеннолетнего, по сравнению с допросом взрослого, которые в этих вопросах более менее устоявшийся [13, c. 103].

Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый совершил это преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора, вправе вынести постановление о прекращении уголовного дела и возбуждении перед судом ходатайства о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия.

В результате выполнения всех требований и рекомендаций, получается полная картина о тактических и психологических особенностях при допросе несовершеннолетнего лица. На протяжении рассмотрения данного вопроса мы говорили о важности того, что необходимо привлекать педагога и (или) психолога. Это объясняется рядом факторов, которые существенно влияют на процесс и результаты допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Так же наряду с участием психолога и педагога, важно участие защитника, главной задачей которого является защита прав несовершеннолетнего, который в силу своего возраста не может осуществлять в полном объеме. В уголовно — процессуальном кодексе закреплено обязательное участие законного представителя. Об этом идет немало споров. Я считаю, что при допросе нужно участие законного представителя, так как он как никто другой может повлиять на несовершеннолетнего, он лучше всякого психолога и педагога знает его. Конечно, это не касается такой категории лиц, как алкоголики, наркоманы и иные категории лиц, ведущий подобный образ жизни. Они вряд ли могут внести положительный вклад в проведение допроса несовершеннолетнего. Исходя из этого мое мнение такого, что привлечение на допрос законного представителя, должно зависеть от следователя, который, при его привлечении, должен руководствоваться прежде всего тактическими соображениями. Вся трудность при допросе заключается в возрасте допрашиваемого, который характеризуется неопределенностью и неустойчивостью его жизненной позиции, взглядов и других личностных качеств. Поэтому при допросе следователь должен вести себя безошибочно как тактически, так и с точки зрения законности его проведения.

Итак, из вышесказанного следует, что следователь должен оказывать воспитательную функцию, с целью повлиять на допрашиваемое лицо. При рассмотрении вопроса о психологических особенностях видно, что все вопросы, касающиеся психологической составляющей, тесно связаны с тактическими и поэтому из разрыв актуален только на стадии теоретического изучения, на практике же, все тесно переплетается. Изучение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего допрашиваемого, имеет важнейшее значение, так как они могут повлиять на степень и характер ответственности. Следователь прежде всего руководствуется нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства, требованиями судебной психологии, криминалистики, следственной этики, психологии, педагогики и. т.д.

Читать еще:  Особенности освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних

1. Михальчук Ю. П. Допрос обвиняемого на предварительном следствии, КРУ МВД РФ, г. Краснодар, 2007. — 122 с.

2. Михальчук Ю. П. Основные уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты допроса несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Учебное пособие. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2014. — 142 с.

Ст. 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Особенности допроса несовершеннолетних

К сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ . Рассмотрим особенности ее применения.

Содержание статьи

В соответствии с 425 статьей УПК, допрос несовершеннолетнего подозреваемого не может продолжаться более 2 -х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса , сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог. Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого , достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии. Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого – родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

Вызов

Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

Особенности допроса несовершеннолетних

Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение. Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя). Кроме того, несовершеннолетний испытывает страх перед возможным наказанием, перед родителями, боится разоблачения.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

Первая беседа

Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

Начинать допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Детализация сведений

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса .

Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

Элемент внезапности

Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

Алиби

При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

Присутствие педагога или психолога

При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

  • Роль подростка в совершенном деянии.
  • Характер преступления.
  • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

Подготовка к допросу обвиняемого подростка

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя. Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка. С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

Специфика процессуального действия

Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

Особенности тактики

Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Другие приемы

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

Права несовершеннолетних

До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

  • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
  • Воспользоваться помощью защитника.
  • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
  • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
  • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector