0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие выявление преступления

Преступлений

Тема 8. Органы, занимающиеся выявлением и расследованием

1. Понятие выявление и расследования преступлений

Выявление преступления – это установление факта, фиксирование действия или бездей­ствия, которое содержит признаки пре­ступления. Как правило, выявление преступления не требует особых усилий.

Однако нередко факт совершения преступления скрывается (банковские махинации, неуплата налогов). В таких случаях для выявления преступления требуются особые действия, которые называются оперативно-розыскными. Они дают «материал» для возбуждения и дальнейшего расследования дела.

Расследование – это деятель­ность особых органов по установлению события преступления, сбору доказательств виновности лица, его изобличению и розыску. Оно заканчивается составлением обвинитель­ного заключения, которое вместе со всеми материалами дела через надзирающего прокурора направляется в суд.

Предварительное расследование подразделяется на две фор­мы: дознание и предварительное следствие.

Общие их черты заключаются в следующем:

1. Они решают одинаковые задачи, производят одинаковые следствен­ные действия с целью выявления и фиксации дока­зательств (только применительно к различным видам преступ­лений), их акты имеют одинаковую юридическую силу.

2. Осуществляют свою дея­тельность на основе единого законодатель­ства.

Отличаются формы расследования следующим:

1. Они осуществляются разными органами и должностными лицами.

2. Они используются в отношении разных категорий преступлений:

§ Дознание – только в отношении преступле­ний небольшой и средней тяжести (с наказанием не более 5-ти лет лишения свободы), и только тех, в момент выявления которых было известно совершившее данное преступление лицо.

§ Следствие – в отношении тяжких и особо тяжких преступле­ний.

3. Дознание отличается:

§ Сжатостью срока расследования (20 суток от возбуждения до прокурора).

§ Некото­рым упрощением его процесса.

§ Определенной подчиненностью органам предварительного следствия.

2. Органы оперативно-розыскной деятельности и их компетенция

Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются следующие оперативные подразделения: органов ВД (милиция); ФСБ; Госнаркоконтроля; Фе­деральной таможенной службы; Фе­деральной службы исполнения наказаний; Федеральной службы охраны РФ; Службы внешней разведки; органов внешней разведки Министерства обороны.

Задачами органов ОРД считаются:

1. Выявление, предупреж­дение, пресечение и раскрытие преступлений.

2. Осуще­ствление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

3. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эко­логической безопасности РФ.

В перечень оперативно-розыскных мероприятий входит: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение.

Соответственно этому перечню определяются права органов ОРД.

Оперативно-розыскные действия проводятся соответствующими органами:

2. По поручениям и указаниям следова­телей и органов дознания.

Надзор за законностью производства этих действий возложен на прокуроров соответствующих уровней. Прокурор рассматривает:

1. Необходимость проведения дополнительных оператив­ных мероприятий.

2. Наряду с судом дает разрешение на проведение ряда оперативно-розыскных действий.

3. Вместе со следователем определяет степень и пределы использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Отличия органов ОРД от органов дознания и предварительного следствия проводят по сле­дующим основаниям:

По правовой базе их производства.

По времени производства.

3. Органы дознания и их компетенция

Органами дознания являются:

1) Органы исполнительной власти, осуществляющие ОРД.

2) Высшие чины судебных приставов.

3) Органы Государственной противопожарной службы.

4) Командиры воинских частей, соединений, гарнизонов.

Сферы, в которых допускается деятельность этих органов по вы­явлению и расследованию преступлений, во избежание ненужного дублирования четко разграничи­ваются. Каждый из этих органов расследует дела в своей отрасли.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы действий:

1. Собственно дознание – чаще всего.

2. Неотложные следственные действия, которые производят органы дознания в отношении уголовного дела, для которого обяза­тельно не собственно дознание, а именно предварительное следствие. Такие действия дознаватели производят в особых случаях: например, выявились новые обстоятельства дела, по ходу дознания обнаружилось новое преступление, не успел приехать следователь и т.д.

Дознание и неотложные следственные действия осуществляют:

Читать еще:  Отсутствие состава преступления ук рф

1. Непосредственно дознаватели.

2. Иные должностные лица:

§ капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем пла­вании, — по делам о преступлениях, совершенных на дан­ных судах;

§ руководители геологоразведочных зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по делам, совершенны на этих зи­мовках;

§ главы дипломатических представительств и консульств РФ — по делам, совершенных в пределах их территорий.

4. Органы предварительного следствия и их компетенция

Предварительное следствие осуществляют: следователи проку­ратуры, органов ВД, ФСБ, госнаркоконтроля, а в исключительных случаях – начальники следственных отделов и прокуроры.

Следователи прокуратуры расследуют дела:

1. О посягательстве на жизнь, здоровье и конституционные права человека.

2. О посягательстве на высших должностных лиц государства (судей, прокуроров, следователей прокура­туры, должностных лиц ОВД и др.).

3. О посягательстве на порядок исполнения обязанностей прокурора по службе.

Следователи ФСБ расследуют дела:

1. О наиболее опасных преступлениях против государственного строя и обществен­ной.

2. О терроризме и пре­ступлениях, связанных с организованной преступнос­тью и коррупцией.

Следователи органов госнаркоконтроля расследуют дела о преступлениях в сфе­ре незаконного оборота наркотиков и психотропных ве­ществ.

Следователи органов ВД (прежде всего милиции) расследуют все остальные дела: против собственности во всех ее формах, обще­ственного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.

Полномочия следователя. Следователь са­мостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством. Он вправе да­вать органам дознания указания о проведении опера­тивно-розыскных мероприятий по делу. Постановления следователя по делу обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1801 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений

Выявление и расследование преступлений представляют тобой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве.

Выявление и расследование преступлений — два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленной на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Выявление и расследование преступлений как правоохранительная деятельность имеет определенные особенности. Суть этой деятельности сводится к обнаружению преступных деянии в форме действия (бездействия), в которых содержатся все при знаки, характеризующие их как преступления, а также проведения ряда уголовно-процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и предъявлении ему обвинения со стороны государства. Информация о совершенных и готовящихся преступлениях может содержаться в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати, при непосредственным обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенными правом выявляй, и возбуждать уголовные дела. Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования.

Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия.

Несмотря на существование специальных законов, регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность — Закона об ОРД.

Кроме того, вся деятельность государственных органов, упол­номоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц — органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).

Читать еще:  Предмет преступления ук

Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:

— расследование уголовных дел (предварительное расследование);

Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. Предварительное расследование — это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, но возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, — форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда, и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.

Предварительное расследование, в свою очередь, подразделяется на:

— дознание (ст. 150 УПК РФ).

Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД.

Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия. В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:

— Следственного комитета РФ;

— органов федеральной службы безопасности;

— органов внутренних дел РФ;

— органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).

Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.

В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем — обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность.

Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:

— предметный (родовой — позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления);

— территориальный (местный) — разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

— персональный (личный) признак — определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.

Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях.

Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства.

К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия.

Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).

Дознание, как отмечалось выше, — одна из форм предварительного расследования. Дознание производится по преступлениям небольшой или средней тяжести, и, как правило, в условиях очевидности. По своей процессуальной сущности эта форма предварительного расследования введена в уголовное судопроизводство в силу того, что она не представляет определенной сложности в расследовании преступлений по уголовным делам указанной категории тяжести преступлений. В российском уголовно-процессуальном законодательстве дознание производится при условии, что уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Читать еще:  Понятие и виды преступлений в уголовном праве

Дознание производится в пределах установленной законом компетенции:

— дознавателями органов внутренних дел РФ;

— дознавателями пограничных органов ФСБ России;

— дознавателями органов ФССП России;

— дознавателями (следователями) органов по незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

— дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

— следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Понятие «дознаватель» по уголовным делам неразрывно связаны с понятием органа дознания, ибо не все органы дознания имеют право производить дознание по уголовным делам. Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания имеет более широкий спектр уголовно-процессуальных полномочий. Так, органы дознания представляют собой более широкий круг участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и по своей сущности являются государственными органами и должностными лицами, наделенными уголовно-процессуальными функциями, связанными с производством дознания, возбуждением уголовного дела, производством неотложных следственных действий, производством иных процессуальных (следственных) действий по уголовному делу.

К органам дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Закона об ОРД наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, органами дознания являются оперативные подразделения.

-органов внутренних дел РФ;

-органов ФСБ России;

-таможенных органов РФ;

-органов ФСКН России.

Кроме того, к органам дознания относятся:

-органы ФССП России;

-командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

-органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Ряд должностных лиц — капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геолого-разведывательных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации традиционно относились к органам дознания. Однако в настоящее время закон их к таковым не относит, но они выполняют уголовно-процессуальные функции органов дознания. Положение данных должностных лиц является особенным. С одной стороны, они не являются органами дознания, с другой — имеют право, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовные дела, совершаемые на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. Кроме того, уголовно-процессуальный закон возлагает на них выполнение неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Оперативно-розыскную деятельность на территории России как один из видов деятельности по выявлению преступлений осуществляют органы, которые в соответствии с Законом об ОРД наделены соответствующей компетенцией. К таким органам относятся оперативные подразделения:

— органов внутренних дел РФ:

— органов ФСБ России:

— таможенных органов РФ:

— органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделение органа внешней разведки Минобороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Адвокатура призвана защищать права, свободы и интересы граждан и юридических лиц, а также обеспечивать доступ к правосудию.

Адвокатура — негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи, в том числе участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector