0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отвлечение бюджетных средств по бюджетному кодексу

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Целевое использование средств бюджета – это обязательный пункт в проверке финансово-хозяйственной деятельности каждого муниципального (государственного) учреждения в 2020 году.

Практика проведения проверок различными контролирующими органами показывает, что на объектах контроля часто обнаруживается нарушения использования бюджетных средств.

Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что под собой подразумевает нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) и меры наказания, предусмотренные за такое нарушение.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Нецелевое расходование бюджетных средств – это, прежде всего, нарушение бюджета.

Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определил, что нецелевое использование бюджетных средств – это такое направление средств бюджета в бюджетной системе России и оплата денежных обязательств, цель которых не соответствуют частично или полностью целям, которые определены законом и отображены в следующих документах:

  • решение о бюджете;
  • сводная бюджетная роспись;
  • бюджетная роспись;
  • бюджетная смета;
  • договор (соглашение) или другой документ, являющийся правовым основанием для предоставления вышеуказанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Каждая статья расходов, которая входит в состав бюджетной росписи, имеет конкретное предметно-целевое назначение, называемое «классификацией расходов бюджетов».

Все статьи расходов имеют строго обязательный характер, они не подлежат произвольному изменению (требования сметно-бюджетной дисциплины, которую определило бюджетное законодательство).

Учреждение, которое получило финансирование из бюджета, должно использовать поступающие средства в строгом соответствии как с их размером, так и с их целевым назначением.

Ответственной за надзор и постоянный контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, средств федерального бюджета, материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Анализ материалов контрольных мероприятий данной службы позволил различать всевозможные методы нецелевого использования бюджетных средств:

  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые не предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности на данный финансовый год;
  • использование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны покрывать средства, поступающие из других бюджетов;
  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны оплачиваться за счет денег из внебюджетных источников;
  • использование бюджетных средств для оплаты работ и услуг, которые не связаны с основной деятельностью бюджетного учреждения — для оказания финансовой помощи другим коммерческим организациям либо на их создание, для оплаты расходов иного юридического лица;
  • расходование бюджетных средств для оплаты коммунальных услуг, которые были осуществлены сторонними потребителям (например, арендаторами) без должного возмещения этих расходов;
  • использование бюджетных средств для финансирования различных строительных объектов, по которым в установленном порядке финансирование не предусмотрено, поскольку они не включены в перечень строек и объектов, указанных в проектно-сметной документации;
  • использование субсидий и субвенций с нарушением условия их предоставления.
  • Кто должен быть получателем?

    Статья 38 БК РФ закрепила принцип целевого характера и конкретной адресности бюджетных средств.

    Поэтому любые действия, которые приводят к нарушению адресности средств, предусмотренных бюджетом, или же к направлению их на те цели, которые не обозначены в бюджете выделения конкретных сумм, являются ни чем иным, как нарушением бюджетного законодательства.

    Таким образом, получателем могут выступать:

  • управление внебюджетных государственных фондов;
  • органы государственной власти;
  • органы местного управления;
  • муниципальные администрации, находящиеся в ведении распорядителя;
  • казенные учреждения.
  • Все они могут принимать или же исполнять финансовые обязательства от представителей публично-правовой организации.

    При каждом случае нецелевого расходования бюджетных средств должна применяться административная (статья 15.14 КоАП РФ) или же уголовная (статья 285.1 УК РФ) ответственность.

    При этом также выдается предписание органа муниципального (государственного) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, которое обязательно для исполнения в обозначенное время. Далее рассмотрим, что грозит нарушителю бюджета.

    Наказание

    Проанализируем, какую ответственность в различных кодексах несут лица за нецелевое использование бюджетных средств.

    Административная ответственность

    В прежней редакции статьи 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование денег из бюджета предусматривалась смешная ответственность должностных лиц в размере «большого» штрафа от 4 000 до 5 000 руб., что, естественно, никак не способствовало правильному распределению средств.

    Почему именно такой небольшой размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств и такое наказание прокуратура считала оптимальной на протяжении 12 лет (от принятия КоАП), трудно объяснить.

    Такое, по сути, формальное наказание выглядит нелогичным как по экономическим, так и по юридическим соображениям.

    Также не было четко прописано, чем должно принципиально отличаться нарушение по статье 15.14 КоАП, за которое предусмотрен штраф в размере 4 000 руб., от нарушения по этой же статье закона только с так называемой «суровой» санкцией в 5 000 руб.

    Эффективность и экономические мотивы подобного регулирования странны и сомнительны, учитывая постоянную нехватку денег в бюджете и состояние экономики, балансирующей на грани финансового кризиса.

    Судебная практика показывает, что даже такой вид ответственности руководителя, как подобные смехотворные штрафы, зачастую отменялись на основании жалоб от должностных лиц, привлеченных к данному административному наказанию по статье 15.14 КоАП, ссылаясь на статью 2.9 КоАП по незначительности правонарушения. В таких случаях частым итогом работы органа финансового контроля ранее являлись устные замечания правонарушителям.

    Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа:

    • для должностных лиц – размером от 20 тысяч до 50 тысяч руб. (или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет);
    • для юридических лиц – штраф, размером 5 — 25% от суммы средств, которые были получены из бюджета бюджетной системы страны, но использованы не по своему целевому назначению.

    Постановление о назначении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства выносят не позже, чем спустя 1 год со времени его совершения (статья 4.5 КоАП РФ).

    Позже производство по делу невозможно, поэтому проверяющие не смогут вынести наказание виновному учреждению (статья 24.5 КоАП РФ). Однако вынесенное постановление о наложении административного штрафа можно оспорить в суде.

    Примечательно, что критерием разграничения между административной и уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств по-прежнему является сам размер нецелевого использования – от 1,5 млн. рублей и выше (статья 285.1 УК РФ).

    Уголовная ответственность

    Кроме административной, возможно также и привлечение к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

    В случае, если сумма нецелевого расходования средств из бюджета превышает 1,5 млн. рублей, то виновнику грозит уголовная ответственность.

    В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и:

    • арест на срок до 6 месяцев;
    • принудительные работы, сроком до 2 лет;
    • лишение свободы на срок до 2 лет.

    В случае, если нецелевое расходование средств из бюджета совершила по предварительному сговору группа лиц или же в особо крупном размере, то наказание будет более серьезнее:

    • штраф от 200 000 до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо иного дохода за последние 1–3 года;
    • осуждение, сроком до 5 лет;
    • принудительные работы на срок до 5 лет.

    Дополнительно ко всему суд может запретить должностному лицу (или группе лиц) заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет или же пребывать на своем посту на протяжении 3 лет.

    Данные санкции применяют и в случае нецелевого использования средств в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей). При этом особо крупным считается сумма денежных средств от 7,5 миллионов рублей.

    Таким образом, Бюджетный кодекс РФ дал точное определение нецелевого использования средств из бюджета, а ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена в КоАП и в УК РФ.

    Профессиональная дисквалификация, штрафные санкции и даже тюремный срок – это лишь некоторые виды ответственности, которые вправе назначить государство виновным лицам.

    Статья 289. Нецелевое использование бюджетных средств

    (Утратила силу с 4 августа 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ)

    Комментарий к статье 289 БК РФ

    Как определено в п. 2 Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н, нецелевое использование средств федерального бюджета — это направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

    В пункте 2 названной Инструкции также указано, что нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

    а) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

    б) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

    в) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

    г) использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

    Читать еще:  Комментарий к ст 217 упк рф

    д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.

    Статья 15.14 КоАП РФ (в ред. от 22 июня 2007 г. ) устанавливает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств ГВБФ:

    использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1);

    использование средств ГВБФ получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

    В соответствии с ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении получателей средств федерального бюджета и бюджетов ГВБФ рассматривает ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, т.е. Росфиннадзор (см. комментарий к ст. 284 Кодекса). Составлять протоколы о таких административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП РФ вправе должностные лица органов внутренних дел — милиции (п. 1 ч. 2) и инспекторы Счетной палаты РФ (ч. 5).

    Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС России от 11 мая 2005 г. по делу N 16246/04 , нецелевое использование бюджетных средств не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции; множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений. Аналогичная позиция выражена в Обзоре судебной практики ВС России за третий квартал 2005 г. : данное правонарушение не относится к длящимся, поскольку оно не связано с продолжительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств.

    ———————————
    Вестник ВАС РФ. 2005. N 8.
    Бюллетень ВС РФ. 2006. N 3.

    В пункте 14 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 23 при рассмотрении заявлений учреждений о признании незаконными принятых государственными органами, уполномоченными в области применения мер принуждения, решений об изъятии бюджетных средств, использованных на цели, не соответствующие определенным сметой доходов и расходов условиям получения средств, арбитражным судам предписано исходить из следующего:

    комментируемая статья, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения — изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Данная мера не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, вследствие чего при ее применении нормы КоАП РФ не применяются;

    порядок взыскания указанных бюджетных средств регулируется бюджетным законодательством. Взыскание производится в бесспорном порядке государственным органом в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации или в случае, предусмотренном ст. 284.1 Кодекса, органами, исполняющими бюджеты субъектов РФ (местные бюджеты);

    судам следует учитывать, что ни Кодекс, ни иные федеральные законы не предусматривают такую форму изъятия, как уменьшение учреждению бюджетных ассигнований по статье расходов, по которой должно было осуществляться расходование средств в соответствии с их целевым назначением.

    Необходимо иметь в виду, что ответственность российских юридических лиц за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов устанавливалась ежегодно принимаемыми (начиная с 2001 г.) федеральными законами о федеральном бюджете. Так, в ч. 1 ст. 70 Закона о федеральном бюджете на 2007 г. установлено, что использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, предоставленных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа на юридическое лицо (получателя бюджетного кредита) в размере двойной ставки рефинансирования Банка России, действующей на период использования указанных бюджетных кредитов не по целевому назначению. Как определено в ч. 2 указанной статьи, периодом нецелевого использования бюджетных кредитов, предоставленных российским юридическим лицам, признается срок со дня отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями предоставления бюджетного кредита, до дня их возврата в федеральный бюджет или направления для использования по целевому назначению. Однако Закон о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. подобных положений не содержит.

    В части 1 ст. 285.1 УК РФ (здесь и далее в ред. от 8 декабря 2003 г. ) предусмотрена уголовная ответственность за расходование бюджетных средств должностным лицом их (средств) получателя на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, а в ч. 1 ст. 285.2 УК РФ — за расходование средств ГВБФ должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере. Части 2 указанных статей устанавливают повышенную ответственность за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере.

    Согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ крупным размером в указанной статье, а также в ст. 285.2 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. рублей, а особо крупным размером — 7 млн. 500 тыс. рублей.

    Другой комментарий к статье 289 Бюджетного Кодекса РФ

    Статья 289 комментируемой главы Бюджетного кодекса устанавливает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Впервые определение нецелевого использования средств было дано в письме Министерства финансов РФ N 3-А2-02 от 16.04.1996 «О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета» , в котором использованием не по целевому назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из федерального бюджета, следовало понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.

    Действующее законодательство в письме Министерства финансов РФ N 10-5-3/4361 от 02.11.2006 дает иное определение нецелевого использования бюджетных средств, под которым понимается использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

    ———————————
    Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2006. Декабрь. N 23.

    В свою очередь, в п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» даны следующие разъяснения относительно применения комментируемой статьи: ст. 289 Бюджетного кодекса, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения — изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Данная мера не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, вследствие чего при ее применении нормы этого Кодекса не применяются. Порядок взыскания указанных бюджетных средств регулируется бюджетным законодательством. Взыскание производится в бесспорном порядке государственным органом в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ или в случае, предусмотренном статьей 284.1 Бюджетного кодекса, органами, исполняющими бюджеты субъектов РФ (местные бюджеты).

    В комментируемой статье Бюджетного кодекса закреплены две меры принуждения:

    — нецелевое использование средств федерального бюджета влечет изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

    — на руководителя организации — получателя бюджетных средств может быть наложен административный штраф в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

    КоАП РФ в диспозиции ст. 15.14 также дает определение нецелевого использования бюджетных средств — это использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

    Порядок наложения штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета определен в Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, рекомендованной для использования в части применения мер принуждения органам, исполняющим бюджеты субъектов РФ, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ N 35н от 26.04.2001 , согласно которой штраф за нецелевое использование средств федерального бюджета начисляется в размере, определенном федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

    Комментарии и консультации юристов по ст 289 БК РФ

    Если у вас возникли вопросы по статье 289 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

    Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Нецелевое использование бюджетных средств

    Выделяя деньги, государственные органы всегда следят за их использованием. Любые бюджетные субсидии выделяются для достижения конкретной цели. Если их используют на что-то другое, будет признан факт нецелевого использования бюджетных средств.

    Читать еще:  Мошенничество ст 159 ч 4

    Особенности понятия нецелевого применения средств

    Процесс распределения бюджетных средств в России контролируется Бюджетным кодексом РФ. 38-я статья данного документа гласит, что деньги нельзя выделить без уточнения цели, на которую они должны быть потрачены. Статья 306.4 БК РФ определяет, что любое уклонение от цели, указанной в документах, на основании которых выделены деньги, будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств. К таким документам относятся:

    • Закон о бюджете.
    • Свободная бюджетная роспись.
    • Бюджетная смета.
    • Договор о предоставлении субсидии.
    • Соглашение.
    • Другой правомочный документ.

    Нарушением закона будет признано бездействие или действие, в следствие которого деньги пошли на другие цели, чем было заявлено в этих документах.

    Последствия нецелевых расходов

    Помимо того, что нецелевой расход средств считается нарушением закона, он имеет и иные правовые и фактические последствия. Данные последствия напрямую связаны с уровнем и формой совершённого действия:

    • Субъект нарушения – финансовый орган или распорядитель (главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств). Если будет выявлено нарушение такого рода, то часть полномочий нарушителя будет передана уполномоченному по бюджету.
    • Нарушение возникло в случае ошибок межбюджетного финансирования. То есть, если на цели одного бюджета пошли деньги из другого, то из бюджета получателя взыщут данную сумму денег плюс плату за их использование.

    Также в качестве дополнительной меры воздействия могут сократить программу финансирования.

    Виды нецелевого применения государственных финансов

    Нецелевое использование бюджетных средств классифицируется по участникам данного нарушения:

    • Закон нарушили участники процессов распределения бюджетных средств.
    • Нарушение совершили автономные учреждения.

    Нужно учитывать, что после передачи денег автономным учреждениям они перестают быть бюджетными, но, тем не менее, целевое назначение за ними сохраняется, а его нарушение подпадает под статью КоАП 15.14.

    Варианты средств из бюджета «не на те цели»

    В ходе реальных проверок целевого расходования бюджетных денег, были выявлены типичные примеры нарушений:

    • Совершение затрат, которые не предусмотрены планом хозяйственной деятельности на данный период.
    • Перепутан уровень бюджета. В частности, выделение из федерального бюджета денег на цели, которые должны финансироваться из муниципального.
    • Цели, которые должны финансироваться из внебюджетных источников, оплачены из бюджета.
    • Финансирование затрат другой организации.
    • Оплата услуг, которые вообще не относятся к сфере деятельности данной организации.
    • Бюджетные деньги получили арендаторы, но не возместили эти расходы.
    • Затраты на финансирование без проектной сметы.
    • Нарушение условий субсидирования.
    • Использование средств из одних разделов бюджета для финансирования целей других разделов.
    • Прибыль с вложенных бюджетных денег используется не в соответствии с хозяйственным планом.
    • Неверное движение средств по статьям и подстатьям бюджетной классификации.

    За все эти действия виновных привлекают к различным формам ответственности, о которых мы расскажем отдельно.

    Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

    Телефон в Москве и Московской области:
    +7 (499) 653-79-33

    Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
    +7 (812) 332-54-12

    Бесплатная горячая линия по всей России:
    88006003901

    Субсидии, примененные нецелевым образом

    Если основанием выделения денег из бюджета является соответствующий договор, то данные средства считаются субсидией. Есть ряд типичных нарушений условий субсидирования, которые судами также признаются нецелевым использованием бюджетных средств. Среди них:

    • Оплата услуг, не оговорённых в договоре вместо тех, что были оговорены.
    • Оплата фиктивных услуг. То есть по документам услуги выполнены и оплата за них перечислена, но проверка выявляет, что услуги не выполнены полностью или частично.
    • Оплата содержания чужой собственности. Субсидии на содержание имущества всегда выделяются только в отношении имущества, принадлежащего организации, которая эту субсидию получила. Оплата данными деньгами иного имущества будет считаться нарушением.

    Подобные правонарушения обычно выявляются в ходе специальных проверок.

    Кто виноват?

    Главным виновником в нарушении цели расхода выделенных денег признаётся юридическое лицо, то есть организация, эти средства получившая. Но также к ответственности привлекут и конкретных должностных лиц. Деятельность организации могут приостановить и назначить её штраф, а персональным виновникам произошедшего грозит штраф, запрет занимать должность, принудительные работы, а в некоторых случаях и лишение свободы.

    Виновным будет тот сотрудник организации, кто подписывал соответствующие документы, на основании которых были получены бюджетные средства или на основании которых они были неправильно расходованы. Чаще всего это руководитель организации или его заместитель.

    Формы ответственности

    За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная и уголовная ответственность.

    Административное наказание

    Если признаков уголовного преступления в деле нет, то наказание будет определено на основании статьи КоАП 15.14:

    • Штраф для организации в размере 5-20% нецелевых расходов.
    • Для должностного лица штраф 20-50 тысяч рублей или запрет на работу в данной должности на 1-3 года.

    Это наказание достаточно мягкое в сравнении с уголовным.

    Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

    В рамках статьи УК РФ 285.1 должностное лицо может быть:

    • Оштрафовано на 100-300 тысяч рублей (доход за 1-3 года).
    • Арестовано на полгода.
    • Привлечено к принудительным работам с дополнительным лишением права занимать данную должность на 1-3 года.
    • Лишено свободы до 2 лет.

    Дополнительно к лишению свободы могут установить запрет на занятие должности до 3 лет.

    Отягчающими обстоятельствами является совершение преступления группой лиц или нецелевое использование бюджетных средств в особо крупном размере (более 7,5 миллионов рублей).

    В таком случае наказание ужесточается:

    • Штраф 200-500 тысяч.
    • Принудительные работы до 5 лет.
    • Лишение свободы до 5 лет.

    К уголовной ответственности могут привлечь только должностное лицо, но не организацию.

    Также для квалификации нецелевых трат как преступления (или административного нарушения) необходимо доказать наличие прямого умысла. В ином случае это будет расценено, как ошибка.

    Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

    Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов. Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств. Кто наказывается за подобное несоблюдение законодательных норм, а также какая ответственность наступает по статьям КоАП РФ и УК РФ за нецелевое использование, разберем в данной статье.

    Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

    Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера. Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса. Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

    Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

    • Законом о бюджете;
    • Бюджетной сводной росписью;
    • Сметой по бюджету;
    • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
    • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

    Таким образом, правонарушение заключается в совершении действий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета, приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

    Виды нецелевых затрат бюджета.

    Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

    • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
    • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
    • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
    • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
    • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
    • Покрываются расходы другого юридического лица;
    • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
    • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
    • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
    • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

    Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:

    1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
    2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
    3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

    Кто несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

    При любом нарушении законодательства всегда присутствует «крайнее лицо», которое в полной мере отвечает за совершенные действия, а также бездействия.

    Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?

    Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.

    Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.

    Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

    Читать еще:  Оставление в беспомощном состоянии ук рф

    Виды ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

    В свою очередь, должностные лица, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, могут нести как административную, так и уголовную ответственность в соответствии со статьями КоАП РФ и УК РФ.

    Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.

    Итак, согласно 15. 14 статьи КоАП за нецелевое использование бюджетных средств наказываются:

    1. Должностные лица:

    • Дисквалификация на 1 – 3 года;
    • Штраф на сумму 20 – 50 тысяч рублей;

    2. Юридические лица:

    • Штраф на 5 – 25 % от потраченной не по назначению суммы;

    Если нецелевые расходы превышают допустимый административный лимит, то уже применяется статья УК РФ № 285. 1. Уголовное наказание несут уже только должностные лица, и выражаться оно может в следующих формах:

    1. Для должностных лиц при расходах не по назначению от 1,5 до 7 миллионов рублей:

    • Штраф 100 – 300 тысяч рублей;
    • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 -2 года;
    • Принудительные работы, не превышающие 2 года;
    • Арест до полугода;
    • Лишение свободы не более, чем на 2 года;

    2. Для группы должностных лиц, а также при нецелевом использовании свыше 7 миллионов рублей:

    • Штраф 200 – 500 тысяч рублей;
    • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 – 3 года;
    • Принудительные работы не более 5 лет;
    • Лишение свободы не более, чем на 5 лет;

    Дополнительные последствия.

    Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:

    • Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
    • Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;
    • Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
    • Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.

    Обжалование решений за нецелевое использование бюджетных средств.

    Как правило, за большинство финансовых нарушений законодательства РФ, включая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наступает на основании судебного решения. Вместе с тем, виновный в «растратах» имеет право обжаловать вынесенное по нему постановление.

    В свою очередь, судебная практика насчитывает немало случаев, когда решение пересматривалось и изменялось в пользу обвиняемого. Наиболее успешными являются следующие группы случаев:

    1. Отсутствие умысла.

    Хотя, такой факт, как наличие умысла в совершенных действиях довольно редко принимается к сведению во время разбирательств по нецелевому применению бюджета, эта особенность играет важную роль. Например, ответственность по 15. 14 статье КоАП характеризуется умышленной виной. Иначе говоря, совершающий противоправное деяние должен осознавать совершение правонарушения по нецелевым расходам. Если доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, отсутствуют, то наступление ответственности по данной статье невозможно.

    2. Освобождение от ответственности ряда должностных лиц.

    Во многих случаях за совершение финансовых правонарушений помимо руководителя организации привлекают и главного бухгалтера. Поскольку, данное должностное лицо обладает правом подписи финансовых документов. Однако, наличие подписи как главбуха, так и другого уполномоченного лица не всегда однозначно доказывает наличие вины подписавшего бумаги об оплате. Если в Уставе организации явно прописана персональная ответственность директора за нецелевое использование бюджетных средств или иное несоблюдение законов о бюджете, то именно он отвечает за нарушения в данной области. К тому же, платежным документам, как правило, предшествует заключение контракта или договора, на котором ставит свою подпись руководитель предприятия.

    Три «не» при квалификации нарушений

    Что означают понятия «нецелевое расходование бюджетных средств», «неэффективное расходование бюджетных средств» и «неправомерное расходование бюджетных средств», чем они отличаются и в каких случаях выявляемые нарушения квалифицируются таким образом. А главное, почему растет их количество и что это означает для бюджетной системы страны.

    Анатолий Борисович ВИФЛЕЕМСКИЙ, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, магистр юриспруденции

    Нецелевое использование бюджетных средств

    Теория

    Принцип целевого характера бюджетных средств установлен статьей 38 БК РФ. Он означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. На практике под такой целью понимают заранее определенные направления расходования бюджетных средств. Если расходы произведены в рамках этих направлений, то признаются целевым использованием бюджетных средств, если же за пределами них, то нецелевым (НИБС).

    Однако в БК РФ есть еще и специальная статья 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств», которая содержит определение этого понятия: направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Поэтому с позиций бюджетного законодательства только действия участников бюджетного процесса могут быть квалифицированы как бюджетное правонарушение и только к ним могут применяться бюджетные меры принуждения, которые предусмотрены в статье 306.4 БК РФ.

    В КоАП РФ понятие «нецелевое использование бюджетных средств» трактуется значительно шире, нежели в БК: статья 15.14 КоАП РФ признает нецелевым направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, которые не соответствуют целям документа, являющегося правовым основанием их предоставления. Формулировка «средства, полученные из бюджета» позволяет привлекать к ответственности и лиц, не являющихся получателями бюджетных средств. Понятие «средства, полученные из бюджета» законом не определено, но фактически под такими средствами понимаются, как правило, средства субсидий, получаемых бюджетными и автономными учреждениями, а также иными некоммерческими и даже коммерческими организациями.

    УК РФ в статье 285.1 формально ограничивает возможность квалификации нецелевого использования средств в качестве преступления лишь расходованием бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения ( Определенные утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.), совершенным в крупном размере (крупным размером признается сумма, превышающая 1,5 миллиона рублей). При этом в определении Конституционного суда РФ от 20 декабря 2016 года № подчеркнуто, что это законоположение применяется в нормативном единстве с положениями бюджетного законодательства. Поэтому, казалось бы, расширительных трактовок быть не должно, ведь перечень получателей бюджетных средств (получателей средств соответствующего бюджета) четко определен в статье 6 БК РФ. Однако органы финансового контроля ( Такой позиции придерживаются органы как внутреннего, так и внешнего финансового контроля (см. Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19 декабря 2017 года, Классификатор нарушений, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 сентября 2017 года № 9ПК).) трактуют положения статьи 285.1 УК РФ расширительно (как и статья 15.14 КоАП РФ) и говорят об уголовном преследовании не только должностных лиц получателей бюджетных средств, но и должностных лиц бюджетных и автономных учреждений.

    Практика

    На практике нецелевым использованием бюджетных средств считается следующее:

    расходование бюджетных средств по государственному или муниципальному контракту при несоответствии использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги цели осуществления самой закупки, а также без подтверждения первичными учетными документами;

    • расходование бюджетных средств сверх утвержденных сметных назначений;
    • несоблюдение указаний по применению кодов бюджетной классификации РФ;
    • использование средств от приносящей доход деятельности и неперечисление их в доход бюджета;
    • оплата расходов, на обеспечение которых не предоставлены лимиты бюджетных обязательств;
    • оплата расходов, не предусмотренных законом (постановлением) о бюджете;
    • оплата расходов за подведомственное учреждение;
    • расходование бюджетных средств сверх утвержденных решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
    • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет бюджетов других уровней;
    • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников, если это не предусмотрено в бюджете;
    • несанкционированное перемещение, перераспределение бюджетных средств по кодам бюджетной классификации;
    • использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью казенного учреждения (взносы в уставный капитал юридических лиц, расходы на капитальный ремонт и реконструкцию арендуемых помещений);
    • использование бюджетных средств на строительство объектов, не включенных в перечень объектов капитального строительства (реконструкции) и приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в форме капитальных вложений, утвержденный в установленном порядке, и на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
    • использование средств, выделенных на реализацию государственных (муниципальных) целевых программ, на иные цели;
    • осуществление расходов на оплату товаров (работ, услуг), не связанных с деятельностью учреждения;
    • расходование средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания государственным (муниципальным) учреждением на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых для приносящей доход деятельности или прямо не предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе на оплату труда работников учреждения, не участвующих в выполнении задания, на командировочные и прочие расходы, не связанные с выполнением задания;
    • использование средств субсидий на оказание финансовой помощи коммерческим организациям или на их создание.
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector