0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и система мер уголовно процессуального принуждения

Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения

Понятие и виды мер процессуального принуждения

Под уголовно-процессуальным принуждением понимается совокупность предусмотренных законом мер принудительного воздействия, призванных обеспечить исполнение участниками процесса своих обязанностей при производстве по уголовному делу.

Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого. Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.

Таким образом, меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, применяемые в строго установленном законом порядке дознавателем, следователем, прокурором и судом в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и иных участников процесса для предотвращения и устранения возможных препятствий в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел в целях обеспечения успешного выполнения задач уголовного судопроизводства.

УПК предусматривает следующие виды мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого, меры пресечения, обязательство о явке, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество (эти меры принуждения могут быть применены только в отношении подозреваемого или обвиняемого), привод, обязательство о явке, денежное взыскание (эти меры принуждения могут применяться и к иным участникам процесса).

Меры пресечения: сущность, виды, основания и условия применения

Меры пресечения – это меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому, а в исключительных случаях – к подозреваемому, при наличии определенных оснований для обеспечения его явки в органы предварительного расследования и в суд и надлежащего поведения при производстве по делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора.

Основаниями для избрания меры пресечения являются данные, свидетельствующие о том, что обвиняемый (подозреваемый): 1) скроется от дознания, следствия или суда; 2) может продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по делу. Кроме того, основанием для избрания меры пресечения может явиться необходимость обеспечить исполнение приговора суда (ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса).

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие виды мер пресечения (ст. 98): 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

При наличии оснований для избрания меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны учитывать тяжесть предъявленного обвинения, сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса).

Мера пресечения в отношении обвиняемого избирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно с ним продляется и срок действия меры пресечения. И только такая мера пресечения, как заключение под стражу, имеет собственный срок исчисления, который нуждается в самостоятельном продлении.

В отношении подозреваемого мера пресечения действует 10 суток. Если в этот срок ему не предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется (ст. 100 Уголовно-процессуального кодекса). Мера пресечения, избранная в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277–279, 281 и 360 Уголовного кодекса, действует в течение 30 суток (именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение).

Порядок применения в качестве меры пресечения заключения под стражу

Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения. Она связана с наибольшими ограничениями прав личности, поэтому она должна применяться лишь тогда, когда другая мера пресечения не может гарантировать достижения необходимых целей.

УПК (ст. 108) допускает применение заключения под стражу в качестве меры пресечения только в отношении обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше двух лет.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) обвиняемый (подозреваемый) не имеет постоянного места жительства на территории РФ; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

К несовершеннолетнему обвиняемому (подозреваемому) заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он обвиняется (подозревается) в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления средней тяжести.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания.

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда с участием обвиняемого (подозреваемого), прокурора, защитника, если он участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

  1. об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;
  2. об отказе в удовлетворении ходатайства;
  3. о продлении срока задержания на срок не более чем 72 часа для представления сторонами дополнительных доказательств обоснованности применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому) и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения. Судья кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через трое суток со дня их поступления.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет родственников обвиняемого (подозреваемого), а при заключении под стражу военнослужащего – также командование воинской части, о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Согласно ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать два месяца.

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда на срок до шести месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ, приравненного к нему руководителя специализированного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ либо по ходатайству дознавателя, с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей областного и приравненного к нему суда или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.

Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению.

Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за месяц до окончания предельного срока содержания под стражей.

Если материалы оконченного расследованием уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за месяц до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами дела.

В случае если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного дела обвиняемому и его защитнику, были соблюдены, однако 30 сутокдля ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за семь суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом.

Судья не позднее чем через пять суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих решений:

  1. о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и направления прокурором уголовного дела в суд;
  2. об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и об освобождении лица из-под стражи.

Срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд. В срок содержания под стражей также засчитывается время:

  1. на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;
  2. домашнего ареста;
  3. принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда;
  4. в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его РФ.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовного дела срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного под стражей ранее.

Понятие и система мер процессуального принуждения.

Меры процессуального принуждения – это предусмотренные УПК РФ средства принудительного воздействия на участников уголовного судопроизводства, применяемые дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения надлежащего поведения его участников и для предотвращения противодействия с их стороны нормальному ходу расследования и судебного разбирательства.

Наиболее близкие по практической значимости меры процессуального принуждения сведены законодателем в единый раздел IV Уголовно- процессуального кодекса РФ (гл. 12–14). С учетом конкретной направленности решаемых процессуальных задач, а также особенностей применения все эти меры подразделены на три относительно самостоятельные группы:

1. задержание подозреваемого;

2. меры пресечения:

а) подписка о невыезде

б) личное поручительство;

в) наблюдение командования воинской части;

г) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

д) залог;
е) домашний арест;

ж) заключение под стражу;

3. иные меры процессуального принуждения:

а) по отношению к подозреваемому или обвиняемому:

o обязательство о явке;

o временное отстранение от должности;

o наложение ареста на имущество;

б) по отношению к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому:

o обязательство о явке;

o денежное взыскание.

При применении указанных мер огромное значение имеет неукоснительное соблюдение положений ст. 21 Конституции РФ, воплощающей в себе одновременно правовые и общепризнанные нравственные требования, которые зафиксированы и в ряде авторитетных международных документов, касающихся защиты прав человека и его основных свобод. К их числу можно отнести следующие прямые предписания:

1. о запрете действий и решений, унижающих честь участников уголовного судопроизводства, их достоинство либо создающих опасность для их жизни и здоровья (ч. 1 ст. 9 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

2. о недопустимости принуждения к даче показаний путем применения пыток, насилия, издевательств, угроз, шантажа и других подобных действий (ч. 2 ст. 9 Уголовно-процессуального кодекса РФ и ст. 302 УК РФ);

3. о том, что при производстве следственных действий недопустимо применение к кому бы то ни было насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в таких действиях лиц (ч. 4 ст. 164 УПК РФ);

Читать еще:  Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе

4. о том, что личный обыск производится только лицом одного с обыскиваемым пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола (ч. 3 ст. 184 УПК РФ);

5. о том, что при освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица, и что освидетельствование в этом случае производится врачом (ч. 4 ст. 179 Уголовно- процессуального кодекса РФ).

Понятие и виды мер пресечения. Основания и условия их избрания.

Меры пресечения – предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого. В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Обвинение в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278, 279, 281 и 360 УК, должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания.

1. подписка о невыезде;

2. личное поручительство;

3. наблюдение командования воинской части;

4. присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

6. домашний арест;

7. заключение под стражу.

Основания применения мер пресечения – наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый:

1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида, помимо оснований, должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ).

Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения. Специальные основания: несовершеннолетие (ст. 105 Уголовно-процессуального кодекса); отношение к воинской службе (ст. 104 Уголовно-процессуального кодекса); наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 Уголовно-процессуального кодекса); тяжесть совершенного преступления (ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса).

Основания, мотивы и порядок задержания подозреваемого.

Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого (гл. 12 УПК) является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего назначение наказания в виде лишения свободы.

Задержать лицо в качестве подозреваемого по уголовному делу можно только в случае подозрения в совершении конкретного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и при наличии одного из следующих оснований:

1. когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2. когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3. когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Закон наделяет орган дознания, дознавателя, следователя правом осуществлять задержание и при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, но лишь в случаях, когда лицо:

1. пыталось скрыться;

2. не имеет постоянного места жительства;

3. не установлена его личность.

Кроме того, задержание допускается, когда в суд направлено ходатайство об избрании лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК).

УПК требует, чтобы после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю в срок не более 3 часов был составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК), а в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого орган дознания, дознаватель и следователь должны в письменном виде сообщить прокурору о произведенном задержании (ч. 3 ст. 92 УПК). Подозреваемый должен быть допрошен (ч. 4 ст. 92 УПК); он может быть подвергнут личному обыску (ст. 93 УПК). Для проведения личного обыска при задержании лица или заключении его под стражу не требуется вынесения специального постановления и судебного решения на его производство.

Часть 1 ст. 96 УПК сохранила требование обязательного уведомления не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого кого-либо из близких родственников (при их отсутствии — других родственников), а также предоставила возможность такого уведомления самому подозреваемому. Вместе с тем при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК).

Лицо, задержанное в качестве подозреваемого, подлежит немедленному освобождению по постановлению следователя и дознавателя в случаях, если:

1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2. отсутствуют основания для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3. задержание было произведено с нарушением требований закона (ст. 91 УПК);

4. истечении 48 часов с момента его задержания в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

5. суд не продлил срок задержания подозреваемого в порядке, установленном в п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения. Порядок применения, отмены или изменения.

Заключение под стражу применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.

При исключительных обстоятельствах эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если: а) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; б) его личность не установлена: в) им нарушена ранее избранная мера пресечения; г) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства не только излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу, но и обосновывается невозможность избрания иной меры пресечения. Указанное ходатайство рассматривается единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника.

Сущность этой меры пресечения состоит в лишении обвиняемого (подозреваемого) свободы и содержании в местах предварительного заключения до начала фактического исполнения обвинительного приговора к лишению свободы, если мера пресечения не будет отменена либо изменена.

Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца (ч. 1 ст. 109 УПК).

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ или дознавателя с согласия прокурора субъекта, до 12 месяцев.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда субъекта РФ уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Председателя следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК.

Понятие и система мер процессуального принуждения

ГлаваМ МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Применяемые в сфере уголовного судопроизводства управомо-ченными государственными органами и должностными лицами 1 .

По своему характеру и целям меры уголовно-процессуального принуждения не одинаковы.

Одни из них связаны с временным лишением или с существенным ограничением свободы лица, к которому они применяются, и призваны пресечь его неправомерную деятельность или уклонение от предварительного следствия или суда либо воспрепятствование производству по уголовному делу (заключение под стражу, подписка о невыезде, задержание и др.).

Другие — несут в себе либо психологическое воздействие (замена в случае нарушения примененной меры уголовно-процессуального принуждения на более строгую), либо угрозу значительных имущественных потерь (обращение залога в доход государства, денежное взыскание и др.).

Третьи — обеспечивают процесс собирания, проверки и оценки доказательств (обыск, выемка, освидетельствование и др.).

Четвертые — служат средством обеспечения исполнения приговора (наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги и др.).

Пятые — преследуют иные цели и связаны с иными лишениями и правоограничениями участников уголовного судопроизводства (привод, наблюдение командования воинской части и т.п.).

В силу различия характера мер уголовно-процессуального принуждения и целей их применения законодатель счел возможным разделить меры уголовно-процессуального принуждения на три группы (разд. IV УПК РФ):

1) задержание подозреваемого (гл. 12);

2) меры пресечения (гл. 13);

3) иные меры процессуального принуждения (гл. 14).

Таким образом, основываясь на изложенном, меры уголовно-процессуального принуждения — это властно-распорядительные средства государственного воздействия, применяемые в соответствии с уголовно-процессуальным законом исключительно в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, в отношении обвиняе-

1 См.: Вандышев В.В. Уголовный процесс: Конспект лекций. — СПб., 2002. — С. 94.

101Часть первая. Общие положения

мого, подозреваемого и других участников уголовного процесса, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела, а также выполнения иных задач уголовного судопроизводства,;

§ 2. Задержание подозреваемого

Общим условием уголовно-процессуального задержания явля-Я ется подозрение лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Однако одного лишь субъективного подозрения лица, ведущего предварительное расследование, недостаточно.

В соответствии со статьей 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, лишь при наличии одного из следующих оснований: когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Кроме этого, закон наделяет компетентные органы правом осуществления задержания при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления.

Под «иными данными» следует понимать обстоятельства, полученные в ходе доказывания по уголовному делу, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления. Поскольку «иные данные» четко не определены законодателем, их применение связано с наличием предусмотренных законом (ч. 2 ст. 91 УПК РФ) дополнительных условий: если это лицо пыталось скрыться; не имеет постоянного места жительства; не установлена его лич-. ность; если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Целями задержания подозреваемого в совершении преступления являются выяснение его причастности к преступлению и разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Глава VI. Меры процессуального принуждения

Мотивами же применения данной меры уголовно-процессуального принуждения, по общему правилу, признается основанное на объективных обстоятельствах уголовного дела субъективное мнение соответствующего должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, о том, что лицо, оставаясь на свободе, может совершить другое преступление, воспрепятствовать производству по уголовному делу, уничтожить следы преступления или иные доказательства, уклониться от следствия или дознания. Закон требует, чтобы мотивы задержания, наряду с основаниями, были отражены в протоколе задержания (ч. 2 ст. 92 УПК РФ).

Моментом задержания следует считать момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ). Именно с этбго момента между компетентным должностным лицом, применившим данную меру процессуального принуждения, и подозреваемым возникают правоотношения, глубинный смысл которых заключается в том, что гражданин на определенный промежуток времени утрачивает свободу, он подлежит аресту, пребыванию под стражей, побег откуда (с любого места) пресекается физической силой вплоть до применения оружия. Гражданин обязан подчиниться задержанию, а неподчинение и сопротивление также пресекаются силой с соблюдением правил уголовно-правовых институтов необходимой обороны, крайней необходимости и правомерности вреда, причиненного при задержании 1 .

Читать еще:  Понятие участников уголовного процесса их классификация

По существу, задержание подозреваемого — это кратковременное лишение свободы (на срок не более 48 часов), не требующее в силу неотложности согласия суда, и содержание лица в специализированном учреждении (изолятор временного содержания) в порядке и условиях, определенных Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» 2 (с последующ, изм. и доп.).

Порядок задержания подозреваемого. В каждом случае доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в

1 См.: Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России.

2 СЗ РФ. — 1995. — № 29. — Ст. 2759.

М., 2003.-С. 158.Часть первая. Общие положения

Глава VI. Меры процессуального принуждения

котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены] его права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.

В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут*! личному обыску в порядке, установленном статьей 184 УПК РФ-1 Причем, учитывая безотлагательность данного следственного дей-1 ствия в условиях задержания подозреваемого, закон допускает в| этом случае производство личного обыска без вынесения об это» постановления и без получения соответствующего судебного шения.

В протоколе задержания подозреваемого указываются дата время его составления, дата, время, место, основания и mothbi задержания подозреваемого, результаты его личного обыска другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания под—писывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

По общему правилу задержание не может превышать 48 часо! с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Исключение составляет случай, koti при условии признания задержания законным и обоснованш судья своим постановлением продлевает срок задержания, но не более чем на 72 часа. Данное решение принимается по результатам рассмотрения вопроса об избрании в отношении подозреваемого в качестве меры пресечения заключения под стражу, когд: об этом заявит ходатайство одна из сторон в связи с необходимо^ стью получения дополнительных доказательств обоснованное^ или необоснованности избрания в отношении подозреваемо: меры пресечения в виде заключения под стражу (п. 3 ч. 7 ст. УПК РФ).

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или сдедователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Кроме того, в течение этого же срока с момента задержания подозреваемого уведомляются кто-либо из близких родственников, а при их отсутствии — другие родственники или предоставляется возможность такого уведомления самому подозреваемому.

При задержании подозреваемого, являющегося военнослужа щим, об этом уведомляется командование воинской части.

Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в указанный выше срок уведомляется посольство или консульство этого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

В течение 24 часов с момента фактического задержания подозреваемый должен быть допрошен (ч. 2 ст. 46 УПК РФ). До начала допроса ему по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. Продолжительность такого свидания может быть ограничена должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, но только в случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого, причем с обязательным предварительным уведомлением об этом как подозреваемого, так и его защитника. Но и вэтом случае закон требует, чтобы продолжительность свидания была не менее двух часов (ч. 4 ст. 92 УПК РФ).

В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий с письменного разрешения должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым (ч. 2 ст. 95 УПК РФ).

Основания освобождения подозреваемого. В соответствии со статьей 94 УПК РФ подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя, если: не подтвердилось подозрение в совершении преступления; отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; задержание было произведено с нарушением требований уголовно-процессуального закона.

Кроме того, подозреваемый подлежит безоговорочному освобождению: по истечении 48 часов с момента задержания, если и отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и суд не продлил срок задержания в порядке, предусмотренном пунктом 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ; если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в пиде заключения под стражу либо продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания; если имеется определение или постановление суда об отказе н удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу.

105Часть первая. Общие положения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения.

Меры процессуального принуждения – это предусмотренные УПК РФ средства принудительного воздействия на участников уголовного судопроизводства, применяемые государственными органами и должностными лицами (дознаватель, следователь, прокурор и суд) в пределах их полномочий в целях обеспечения надлежащего поведения его участников и для предотвращения противодействия с их стороны нормальному ходу расследования и судебного разбирательства.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуально-правовой характер.

Наиболее близкие по практической значимости меры процессуального принуждения сведены законодателем в единый раздел IV УПК РФ (гл. 12–14).

По своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения делятся на средства пресечения , предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения .

В УПК РФ мерам уголовно-процессуального принуждения посвящен раздел IV. Сучетом конкретной направленности решаемых процессуальных задач, а также особенностей применения все эти меры подразделены натри относительно самостоятельные группы:

1. Задержание подозреваемого.

2. Меры пресечения:

а) подписка о невыезде;

б) личное поручительство;

в) наблюдение командования воинской части;

г) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

е) домашний арест;

ж) заключение под стражу.

3. Иные меры процессуального принуждения:

а) по отношению к подозреваемому или обвиняемому:

– обязательство о явке;

– временное отстранение от должности;

– наложение ареста на имущество;

б) по отношению к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому:

– обязательство о явке;

Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, временное отстранение от должности).

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения – как правило, заключения под стражу.

Основанием для задержания кого-либо по подозрению в совершении преступления должны быть конкретные обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом человеке или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Их исчерпывающий перечень дан в ч. 2 ст. 91 УПК РФ.

Закон детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного. Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.

Срок задержания не может превышать 48 ч. Продлить указанный срок вправе только судья путем вынесения решения о продлении срока задержания, но не более чем на 72 ч. По прошествии этого времени подозреваемый подлежит освобождению.

Иными словами, срок задержания подозреваемого не должен превышать в общей сложности 120 ч.

Ст. 96 УПК РФ обязывает орган дознания, дознавателя или следователя сообщить прокурору в письменном виде о произведенном задержании до истечения 12 ч с момента задержания подозреваемого.

Задержанный подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента его фактического задержания. Однако, если не подтвердилось подозрение в совершении преступления либо отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а также если задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, то задержанный освобождается из-под стражи.

Для некоторых категорий лиц в УПК РФ предусмотрен особый порядок задержания. В соответствии со ст. 449 УПК РФ он установлен в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, прокуроров, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

Основания и порядок освобождения задержанного установлены в ст. 94 УПК РФ.

По постановлению дознавателя, следователя или прокурора подозреваемый подлежит освобождению в следующих случаях:

1) если не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) если отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) если задержание произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, устанавливающей основания, условия, мотивы задержания.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 ч с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения заключение под стражу. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон предоставляет дополнительные доказательства, а судья принимает решение о продлении заключения под стражу на срок не более чем 72 ч. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).

Меры пресечения. Полный перечень мер пресечения, закреплен в ст. 98 УПК РФ.

Основаниями для применения мер пресечения являются подтвержденные достаточными доказательствами данные о том, что обвиняемый:

1) может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, т. е. может совершать действия, мешающие установлению истины;

4) в случае осуждения и вынесения обвинительного приговора будет уклоняться от исполнения приговора (ст. 97 УПК РФ).

При избрании меры пресечения и определении ее вида помимо оснований должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ).

Избрание меры пресечения оформляется постановлением, выносимым дознавателем, следователем, прокурором, или определением, выносимым судом. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. Одновременно этому лицу разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный ст. 123–127 УПК РФ.

Для более строгих мер пресечения требуются и другие специальные гарантии их законного и обоснованного применения. Так, для применения залога следователем или дознавателем требуется согласие прокурора (ч. 2 ст. 106 УПК РФ); домашний арест и заключение под стражу применяются по решению суда (ч. 2 ст. 107, ч. 1 ст. 108 УПК РФ).

К подозреваемому меры пресечения применяются лишь в исключительных случаях и, как правило, на срок до 10 суток. Если в этот срок ему не будет предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется немедленно.

Мера пресечения подлежит отмене, когда в ней отпадает необходимость. При изменении оснований или условий ее избрания вместо нее назначается другая – более строгая или более мягкая мера (ч. 1 ст. 110 УПК РФ).

Иные меры процессуального принуждения – это меры, посредством которых обеспечивается законный порядок в ходе производства по делу, а также создаются условия для должного исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества (гл. 14 УПК РФ).

Они могут применяться дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса.

К подозреваемому и обвиняемому могут применяться такие иные меры процессуального принуждения, как:

1) обязательство о явке;

3) временное отстранение от должности;

4) наложение ареста на имущество.

К потерпевшему, свидетелю и иным участникам процесса могут применяться лишь такие меры:

1) обязательство о явке;

3) денежное взыскание.

Обязательство о явке выбирается в случаях необходимости обеспечить явку участников процесса к следователю, дознавателю или в суд.

Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю, прокурору или в суд. Привод осуществляется по постановлению соответствующего должностного лица.

Читать еще:  Порядок судебного разбирательства в уголовном процессе

Временное отстранение от должности , как правило, применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого должностного лица в случаях, когда это лицо может помешать расследованию. В ч. 5 ст. 114 УПК РФ установлен особый порядок отстранения от должности высших должностных лиц.

Наложение ареста на имущество проводится для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение. Порядок наложения ареста на имущество регламентирован ст. 115, 116 УПК РФ.

Наложение ареста производится с участием понятых, обязательно составляется протокол (ст. 166 и ст. 167 УПК РФ). В протокол должны вноситься сведения об арестованном имуществе с детальным описанием особенностей каждого предмета, а также сведения об изъятии этого имущества и (или) о том, куда или кому оно передано на хранение.

В качестве меры процессуального принуждения в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть наложено судом денежное взыскание в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда (ст. 117, 118 УПК РФ).

В ст. 103, 105 УПК РФ установлена ответственность для лиц, не обеспечивших надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого при личном поручительстве или присмотре за несовершеннолетним, размер денежного взыскания предусмотрен до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Обжалование избранных мер пресечения. В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК РФ в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора вышестоящему прокурору. Обжалование не приостанавливает их исполнение за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ.

Жалоба – обращение к должностному лицу, ведущему судопроизводство, или в суд по поводу нарушения прав и законных интересов субъекта уголовного процесса или иного лица, чьи права и интересы нарушены решением или действием должностного лица или суда.

Судебный порядок рассмотрения жалоб предусмотрен ст. 125 УПК РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

7.1. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения и их виды

Любая отрасль права предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, которые надлежащим образом не исполняют требования соответствующего законодательства.

Принудительные меры в уголовном судопроизводстве могут носить дисциплинарный, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.

Принудительные меры дисциплинарного, гражданско-правового, административно-правового и уголовно-правового характера в настоящей главе не подлежат рассмотрению, так как они излагаются в соответствующих учебных дисциплинах.

Внимание читателей будет обращено лишь на меры уголовно- процессуального принуждения.

Меры уголовно-процессуального принуждения — способы и средства принудительного воздействия на личность и поведение участников уголовного судопроизводства в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела.

Однако эти способы и средства обладают специфическими признаками, которые отличают их от других мер принуждения, используемых в других отраслях отечественного права.

Очевидно, что эти признаки должны найти отражение в понятии мер уголовно-процессуального принуждения.

При таком подходе меры уголовно-процессуального принуждения — способы и средства ограничения прав, свобод и законных интересов личности, применяемые: 1)

управомоченными законом государственными органами и должностными лицами; 2)

при наличии условий, оснований и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законом; 3)

для пресечения или предупреждения нарушений законодательных требований со стороны участников уголовного процесса; 4)

с целью обеспечения беспрепятственного, поступательного (нормального) хода уголовного судопроизводства. Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения — способы и средства ограничения прав, свобод и законных интересов личности обладают следующими признаками.

Эти меры (способы и средства):

а) урегулированы уголовно-процессуальным законодательством;

б) применяются в сфере уголовного процесса, т.е. лишь в период производства по уголовному делу;

в) избираются управомоченными государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, в пределах предоставленных им уголовно-процессуальным законом полномочий (компетенции);

г) применяются только к указанным в законе участникам уголовного процесса, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создают или могут создать препятствия для поступательного движения уголовного судопроизводства в интересах достижения его конечных (итоговых) целей;

д) имеют общей целью обеспечение нормального осуществления уголовного процесса в интересах достижения его целей и решения его задач;

е) применяются при наличии определенных, указанных в законе, условий, оснований и в порядке, гарантирующем законность, обоснованность, мотивированность и справедливость их применения;

ж) имеют особое, специфическое уголовно-процессуальное содержание;

з) обладают пресекательным и воспитательно-предупредительным (или профилактическим, превентивным) свойствами;

и) осуществляются помимо воли и желания участников уголовного процесса, к которым они применяются.

При применении мер уголовно-процессуального принуждения следует учитывать, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в России федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты: 1)

основ конституционного строя Российской Федерации; 2)

общественной нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов других лиц; 3)

обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции Российской Федерации).

При этом необходимо иметь в виду, что граждане России обладают рядом неотчуждаемых прав и свобод, которые не подлежат ограничению в уголовном судопроизводстве ни при каких обстоятельствах.

В частности, к ним относятся следующие конституционные положения: 1)

никто не может быть лишен государственной и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 45, 46, 48); 2)

никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47); 3)

никто не может быть лишен права свидетельского иммунитета или отказа от самообвинения (ст. 51); 4)

никто не может возложить на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности (ст. 49); 5)

никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, а также лишен права на пересмотр приговора вышестоящим судом и права просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50); и некоторые другие.

Конституционные нормы и нормы международных документов (Всеобщей декларации прав человека и гражданина, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.д.) обеспечивают возможность разрешения остро дискуссионной проблемы — проблемы определения пределов (границ) применения уголовно-процессуального принуждения.

В уголовно-процессуальной литературе сформулированы четыре правила, которыми следует руководствоваться практическим работникам органов расследования, прокуратуры и суда при применении мер уголовно-процессуального принуждения: 1)

недопустимость ограничения прав, свобод и законных интересов личности, не вызываемого обстоятельствами уголовного дела, личностью участника уголовного судопроизводства и законной, обоснованной необходимостью; 2)

недопустимость недооценки охраняемых законом интересов других лиц (потерпевшего, свидетеля и т.д.) и связанного с этим непринятия надлежащих мер уголовно-процессуального принуждения к ограничению соответствующих прав, свобод и законных интересов подозреваемого, обвиняемого; 3)

соблюдение баланса (оптимального сочетания) охраняемых различными законами интересов личности, общества и государства при применении мер уголовно-процессуального принуждения; 4)

ограничение конституционных и других прав, свобод и законных интересов личности в сфере уголовного процесса и приме-

Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения — способы и средства ограничения прав, свобод и законных интересов личности обладают следующими признаками.

Эти меры (способы и средства):

а) урегулированы уголовно-процессуальным законодательством;

б) применяются в сфере уголовного процесса, т.е. лишь в период производства по уголовному делу;

в) избираются управомоченными государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, в пределах предоставленных им уголовно-процессуальным законом полномочий (компетенции);

г) применяются только к указанным в законе участникам уголовного процесса, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создают или могут создать препятствия для поступательного движения уголовного судопроизводства в интересах достижения его конечных (итоговых) целей;

д) имеют общей целью обеспечение нормального осуществления уголовного процесса в интересах достижения его целей и решения его задач;

е) применяются при наличии определенных, указанных в законе, условий, оснований и в порядке, гарантирующем законность, обоснованность, мотивированность и справедливость их применения;

ж) имеют особое, специфическое уголовно-процессуальное содержание;

з) обладают пресекательным и воспитательно-предупредительным (или профилактическим, превентивным) свойствами;

и) осуществляются помимо воли и желания участников уголовного процесса, к которым они применяются.

При применении мер уголовно-процессуального принуждения следует учитывать, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в России федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты: 1)

основ конституционного строя Российской Федерации; 2)

общественной нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов других лиц; 3)

обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции Российской Федерации).

При этом необходимо иметь в виду, что граждане России обладают рядом неотчуждаемых прав и свобод, которые не подлежат ограничению в уголовном судопроизводстве ни при каких обстоятельствах.

В частности, к ним относятся следующие конституционные положения: 1)

никто не может быть лишен государственной и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 45, 46, 48); 2)

никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47); 3)

никто не может быть лишен права свидетельского иммунитета или отказа от самообвинения (ст. 51); 4)

никто не может возложить на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности (ст. 49); 5)

никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, а также лишен права на пересмотр приговора вышестоящим судом и права просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50); и некоторые другие.

Конституционные нормы и нормы международных документов (Всеобщей декларации прав человека и гражданина, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.д.) обеспечивают возможность разрешения остро дискуссионной проблемы — проблемы определения пределов (границ) применения уголовно-процессуального принуждения.

В уголовно-процессуальной литературе сформулированы четыре правила, которыми следует руководствоваться практическим работникам органов расследования, прокуратуры и суда при применении мер уголовно-процессуального принуждения: 1)

недопустимость ограничения прав, свобод и законных интересов личности, не вызываемого обстоятельствами уголовного дела, личностью участника уголовного судопроизводства и законной, обоснованной необходимостью; 2)

недопустимость недооценки охраняемых законом интересов других лиц (потерпевшего, свидетеля и т.д.) и связанного с этим непринятия надлежащих мер уголовно-процессуального принуждения к ограничению соответствующих прав, свобод и законных интересов подозреваемого, обвиняемого; 3)

соблюдение баланса (оптимального сочетания) охраняемых различными законами интересов личности, общества и государства при применении мер уголовно-процессуального принуждения; 4)

ограничение конституционных и других прав, свобод и законных интересов личности в сфере уголовного процесса и приме- нение мер уголовно-процессуального принуждения допускаются только федеральным законом91.

В правовой литературе существуют разнообразные классификации мер уголовно-процессуального принуждения.

В частности, меры уголовно-процессуального принуждения в зависимости от их целей и содержания специалисты делят на: 1)

меры юридической (или уголовно-процессуальной) ответственности, основанием применения которых является уголовно-процессуальное нарушение (нарушение требований уголовно-процессуального закона).

Например, ст. 103 УПК РФ предусматривает такую меру уго- ловно-процессуальной ответственности, как наложение денежного взыскания на поручителя при применении меры пресечения в виде личного поручительства в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время — до 10 ООО руб.) в случае невыполнения им обязательства по обеспечению надлежащего поведения подозреваемого или обвиняемого; 2)

правовосстановительные меры — принудительные меры защиты субъективных прав, свобод и законных интересов личности и обеспечения исполнения ею юридических обязанностей.

Основанием их применения является правонарушение, а целью — восстановление нарушенного правопорядка и надлежащей, предусмотренной законом процедуры в сфере уголовного судопроизводства.

Например, ст. 10 УПК РФ обязывает прокурора, следователя, дознавателя или судью немедленно освободить лицо, незаконно лишенное свободы или содержащееся под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором; 3)

меры обеспечения получения доказательств:

а) привод (ст. 113 УПК РФ);

б) задержание подозреваемого (ст. 91 и 92 УПК РФ);

в) обыск и (или) выемка (ст. 182—184 УПК РФ);

г) освидетельствование (ст. 179 УПК РФ);

д) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185 УПК РФ);

е) контроль и запись телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК РФ);

ж) получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ);

з) отстранение подозреваемого или обвиняемого от государственной должности (ст. 114 УПК РФ);

и) принудительное помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинский или психиатрический стационар (ст. 203 УПК РФ); 4)

меры по поддержанию надлежащего порядка в ходе производства по уголовному делу (ст. 258 УПК РФ).

Данные меры процессуального принуждения будут предметом рассмотрения в соответствующей главе настоящего учебника; 5)

меры уголовно-процессуального пресечения (ст. 97—110 УПК РФ).

В свою очередь отечественный законодатель счел возможным подразделить меры уголовно-процессуального принуждения с учетом научных исследований, практики применения уголовно-процессуального закона и состязательного построения современного уголовного судопроизводства на следующие группы: •

задержание подозреваемого (ст. 91—96 УПК РФ); •

меры пресечения (ст. 97—110 УПК РФ); •

иные, т.е. не перечисленные выше, меры процессуального принуждения (ст. 111 —118 УПК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector