0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и сущность мер уголовно процессуального принуждения

Лекция 7. Меры уголовно-процессуального принуждения

7.1. Понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения

Под мерами уголовно-процессуального принуждения принято понимать меры уголовно-процессуального характера, применяемые дознавателем, следователем, а также судом в пределах назначенных им полномочий, при наличии оснований, предусмотренных законом в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения иных задач уголовного судопроизводства.

В определении мер процессуального принуждения можно выделить следующие ключевые моменты: а) они применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; б) ограничивают гражданские права и свободы физических лиц, а также права и интересы юридических лиц; в) применяются полномочными органами государства в пределах их компетенции; г) применяются к участникам уголовного судопроизводства, ненадлежащее поведение которых (или возможность такого поведения) создает (или может создать) препятствия для производства по делу; д) имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; е) применяются при наличии определенных законом условий и оснований; ж) осуществляются в определенном порядке, гарантирующим законность и обоснованность их применения.

Основной гарантией законного применения мер процессуального принуждения является то, что они применяются при производстве по уголовному делу. Для применения мер пресечения и некоторых иных мер процессуального принуждения и процессуальных действий, ограничивающих права и свободы граждан, необходимы специальные условия — судебное решение или, например, необходимо вынести постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, прежде чем ходатайствовать перед судом об отстранении его от должности (ст. 114 УПК РФ).

Рассмотрим классификацию мер процессуального принуждения. По своему назначению меры процессуального принуждения можно разделить на пресекательные (меры пресечения, задержание, принудительный привод), т.е. средства пресечения незаконных действий, обеспечительные (следственные действия по собиранию доказательств — выемка, обыск, освидетельствование и др.), т.е. направленные на обеспечение надлежащего поведения, предупреждения правонарушения или собирание доказательств, и превентивные (так как необходимо учитывать, что меры процессуального принуждения (прежде всего пресекательные и в меньшей степени обеспечительные) могут применяться и с целью превенции нежелательного для нормального хода процесса образа действий того или иного участника).

Действующее законодательство дает основание для выделения как минимум трех разновидностей мер процессуального принуждения:

1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ); 2) меры пресечения (гл. 13 УПК РФ); 3) иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК РФ).

Таким образом, иные меры процессуального принуждения — это предусмотренные законом процессуальные средства принудительного характера, объективно ограничивающие права и свободы человека и гражданина, применяемые уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом), ведущим уголовное дело, при наличии оснований и в порядке, установленном законом в отношении лиц, привлекаемых к уголовному преследованию, а также других участников уголовного судопроизводства для предупреждения или пресечения неправомерных действий этих лиц в целях обеспечения назначения уголовного судопроизводства.

Формальным признаком принудительности того или иного процессуального или иного действия, как правило, следует считать оформление решения о его производстве постановлением или же получение особого разрешения на его осуществление (решение суда, согласие прокурора).

Отличия мер пресечения от иных мер процессуального принуждения заключается в:

1) субъектах, к которым они применяются, т.е. только в отношении обвиняемого и подозреваемого. Иные меры процессуального принуждения могут использоваться в отношении и обвиняемого, и подозреваемого, и других лиц, привлекаемых к уголовному преследованию, а также свидетеля, потерпевшего (ч. 1 ст. 112, ч. 1 ст. 113, ст. 117, 258 УПК РФ), специалиста (ст. 117, 258 УПК РФ), гражданского ответчика (истца) (ч. 1 ст. 115, ст. 117, 258 УПК РФ). Иные меры процессуального принуждения могут применяться не только по отношению к физическим (как меры пресечения), но и к юридическим лицам (например арест имущества);

2) ценностях, которые подвергаются ограничению. По общему правилу меры пресечения связаны с ограничением наиболее существенных конституционных прав и свобод личности, например, право на свободу и неприкосновенность личности;

3) порядке избрания, изменения, отмены. Для применения мер пресечения законодатель предусмотрел особую процессуальную форму, включая основания, условия, порядок избрания, изменения или отмены. Для иных мер процессуального принуждения подобная форма не предусмотрена. Существует разнообразие процессуальных форм для применения иных мер процессуального принуждения.

Уголовно-процессуальное право

Меры процессуального принуждения: понятие, сущность и значение

Категория «процессуальное принуждение» в уголовном судопроизводстве генетически связана с категориями государственного принуждения и государственной власти. Ведь любое воздействие на субъект права со стороны государства должно основываться на нормах той или иной отрасли права.

Сущность государственного принуждения в том, что это вид социального принуждения . Оно возникает только с появлением государства, в котором образуются институты, наделенные публичной властью. Принуждение обнаруживает себя в качестве «основного свойства» государства и права. При этом чрезмерное наделение государства и судопроизводства свойствами принуждения — признак произвола тоталитарного или авторитарного государства. Поэтому стремление предоставить обществу средство для цивилизованного разрешения возникающих противоречий и конфликтов должно основываться на принципе «право само не должно быть орудием для бесправия».

Сущность и особенности государственного принуждения как вида социального принуждения состоят в том, что государственное принуждение есть метод правового воздействия на общественные отношения, применяемый в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения правопорядка и безопасности. Его содержание заключается в нормативно предусмотренном воздействии, связанном с ограничениями личного, имущественного и организационного характера в отношении лица, совершившего правонарушение, а равно в отношении законопослушного лица, если иным способом, кроме как принудительным, невозможно обеспечить общественный порядок и безопасность.

Принуждение — это всегда внешнее воздействие на внутреннее побуждение человека через его поведение, чтобы заставить субъекта либо совершить действия, либо подчиниться определенным правоограничениям 1 См.: Масленникова Л.Н. Публичное и диспозитивное начала в уголовном судопроизводстве России: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М.. 2000. С. 369. . Принуждение, как правило, связано с воздействием на волю человека, содержит ограничение нрав, свобод и интересов субъектов правоотношений.

Государственное принуждение представляет собой систему с входящими в нее элементами. Первичным элементом таковой является мера государственного принуждения, которая используется как количественная и качественная характеристика. Под видом государственного принуждения понимается отраслевое деление принудительных мер — административные, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и др.

Уголовно-процессуальное принуждение — это вид государственного принуждения, заключающийся в физическом и психическом воздействии, применяемом уполномоченными на то органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленном законом порядке, в отношении установленных законом лиц, для предупреждения или пресечения неправомерных действий, препятствующих осуществлению уголовного судопроизводства.

Необходимо иметь в виду, что уголовно-процессуальное принуждение — это принуждение лица посредством ограничения его в основных правах. Применение уголовно-процессуального принуждения не означает отсутствия возможности у лица реализовать свои права или что лицо временно их лишается. Обладая правами, лицо имеет возможность реализовывать их, но с существенным ограничением. Ограничение каких-либо прав в ходе применения уголовно- процессуального принуждения не исключает использования лицом иных принадлежащих ему прав, которые не ограничивались. Лицо все также является носителем всех прав, свобод и обязанностей, которые присущи ему от рождения и приобретены им в ходе жизни, сохраняется его общий правовой статус.

Под мерами процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве следует понимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые уполномоченными на то органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленным законом порядке, в отношении установленных законом лиц, для предупреждения или пресечения неправомерных действий, препятствующих расследованию, рассмотрению и разрешению уголовного дела, надлежащему исполнению приговора.

Среди признаков государственного принуждения в сфере уголовного судопроизводства выделяют как общие, характерные и для других отраслей права признаки (императивность, способ реализации правовых норм, идентичность ограничиваемых прав и др.), так и специфические особенности (способ правового обеспечения, основания, цели, субъекты применения и пр.).

Принуждение никогда не является самоцелью, а выступает средством, позволяющим направить принуждаемого к правомерному поведению, и в то же время средством охраны и защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина, общества и государства.

Принуждение в уголовном процессе охватывает все виды воздействия на участников процесса. Уголовно-процессуальное принуждение включает в себя только такое воздействие на участников, которым располагает уголовно-процессуальное право и применяющие его органы государства. При этом важно осознавать, что меры процессуального принуждения не являются мерами уголовного наказания.

Применением мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве наделены исключительно государственные органы и их должностные лица: суд, следователь, дознаватель, орган дознания. За применение процессуального принуждения иными лицами, не имеющими на то право, предусмотрена юридическая ответственность.

Процесс применения любой меры процессуального принуждения проходит несколько стадии:

  1. выясняются наличие условий и оснований применения меры принуждения;
  2. на основе сопоставления цели конкретной меры принуждения и сложившейся процессуальной ситуации принимается решение о применении меры принуждения;
  3. принятое решение приводится в исполнение с соблюдением строго порядка производства;
  4. составляется документ, фиксирующий факт, ход и результаты правоограничения;
  5. мера принуждения подлежит изменению (отмене).

При этом смысл понятия «процессуальное принуждение» акцентирует внимание на вспомогательном предназначении, когда данное принуждение призвано создать предпосылки для реализации последующего этапа воздействия на правоотношения путем дальнейшего применения институтов из отраслей материального (уголовного, гражданского) права.

Читать еще:  Основные виды уголовно процессуальных норм

Реализация нормы материального права сопряжена с возможностью уклонения, противодействия и иных ненадлежащих действий субъектов правоотношений. Для предотвращения и пресечения такого поведения предусмотрены меры, непосредственно связанные с производством по уголовному делу и применяемые для корректировки поведения широкого круга участников, а соответственно имеющие разнообразные целевые установки, правовые основания, способы нормативной регламентации, правовые гарантии.

Меры процессуального принуждения отличаются степенью и характером принуждения . Различие в характере правоограничений и вытекающая из этого дифференциация процессуальных принудительных мер в зависимости от степени ограничения прав принуждаемого субъекта определяются временными, пространственными пределами ведущегося производства по делу и участниками правоприменительной деятельности.

Понятие «степень» понимается как «мера, сравнительная величина чего-нибудь». Термин «характер» (от греч. charakter — отпечаток, признак, отличительная черта) — отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Таким образом, меры процессуального принуждения различаются по количественному и качественному содержанию принуждения.

Количество принуждения, ограничивающего свободу передвижения в такой мере пресечения, как заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ), значительно больше (значительнее), чем в подписке о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ). В то же время каждая из мер процессуального принуждения отличается от других своей направленностью на ограничение какого-либо права (группы прав). В частности, при заключении лица под стражу в первую очередь ограничивается свобода передвижения. Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ) в своей основе является мерой психологического воздействия. При наложении ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ) применяются правовые ограничения имущественного характера.

Различные степень и характер принуждения существуют в рамках конкретной меры принуждения. Наложение ареста на имущество может заключаться (1) только в запрете распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться имуществом, (2) в изъятии и передаче на хранение другому лицу. Причем, если запрет на распоряжение имуществом возникает во всех случаях наложения на него ареста, то изъятие происходит не всегда. Следователь, дознаватель ставятся перед выбором: или запретить пользование имуществом, или изъять и передать арестованное имущество на хранение другому лицу. В последнем случае наложение ареста максимально ограничивает право собственности.

Определяя ту область воздействия, через которую решаются задачи процессуального принуждения, возможно условное разграничение мер принуждения на физические и психические. Но принуждение проявляется как внешнее психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей с причинением правоограничений не только личного и организационного, но и имущественного характера.

В сфере уголовного судопроизводства существуют нормы, содержащие принудительные черты и призванные обеспечивать соблюдение прав и интересов в уголовном процессе посредством достижения своих индивидуальных целей. В связи с этим меры уголовно-процессуального принуждения можно представить в виде мер защиты, превентивных мер и мер уголовно-процессуальной ответственности. Такое представление оправданно, так как акцентирует внимание на объект воздействия — личность, его внутренний мир и его действия во внешнем мире.

В разделе IV УПК РФ представлена так называемая трехзвенная система мер процессуального принуждения, включающая:

  1. задержание подозреваемого:
  2. меры пресечения:
  3. иные меры процессуального принуждения.

Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения.

Меры процессуального принуждения – это предусмотренные УПК РФ средства принудительного воздействия на участников уголовного судопроизводства, применяемые государственными органами и должностными лицами (дознаватель, следователь, прокурор и суд) в пределах их полномочий в целях обеспечения надлежащего поведения его участников и для предотвращения противодействия с их стороны нормальному ходу расследования и судебного разбирательства.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуально-правовой характер.

Наиболее близкие по практической значимости меры процессуального принуждения сведены законодателем в единый раздел IV УПК РФ (гл. 12–14).

По своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения делятся на средства пресечения , предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения .

В УПК РФ мерам уголовно-процессуального принуждения посвящен раздел IV. Сучетом конкретной направленности решаемых процессуальных задач, а также особенностей применения все эти меры подразделены натри относительно самостоятельные группы:

1. Задержание подозреваемого.

2. Меры пресечения:

а) подписка о невыезде;

б) личное поручительство;

в) наблюдение командования воинской части;

г) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

е) домашний арест;

ж) заключение под стражу.

3. Иные меры процессуального принуждения:

а) по отношению к подозреваемому или обвиняемому:

– обязательство о явке;

– временное отстранение от должности;

– наложение ареста на имущество;

б) по отношению к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому:

– обязательство о явке;

Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, временное отстранение от должности).

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения – как правило, заключения под стражу.

Основанием для задержания кого-либо по подозрению в совершении преступления должны быть конкретные обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом человеке или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Их исчерпывающий перечень дан в ч. 2 ст. 91 УПК РФ.

Закон детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного. Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.

Срок задержания не может превышать 48 ч. Продлить указанный срок вправе только судья путем вынесения решения о продлении срока задержания, но не более чем на 72 ч. По прошествии этого времени подозреваемый подлежит освобождению.

Иными словами, срок задержания подозреваемого не должен превышать в общей сложности 120 ч.

Ст. 96 УПК РФ обязывает орган дознания, дознавателя или следователя сообщить прокурору в письменном виде о произведенном задержании до истечения 12 ч с момента задержания подозреваемого.

Задержанный подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента его фактического задержания. Однако, если не подтвердилось подозрение в совершении преступления либо отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а также если задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, то задержанный освобождается из-под стражи.

Для некоторых категорий лиц в УПК РФ предусмотрен особый порядок задержания. В соответствии со ст. 449 УПК РФ он установлен в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, прокуроров, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

Основания и порядок освобождения задержанного установлены в ст. 94 УПК РФ.

По постановлению дознавателя, следователя или прокурора подозреваемый подлежит освобождению в следующих случаях:

1) если не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) если отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) если задержание произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, устанавливающей основания, условия, мотивы задержания.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 ч с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения заключение под стражу. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон предоставляет дополнительные доказательства, а судья принимает решение о продлении заключения под стражу на срок не более чем 72 ч. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).

Меры пресечения. Полный перечень мер пресечения, закреплен в ст. 98 УПК РФ.

Основаниями для применения мер пресечения являются подтвержденные достаточными доказательствами данные о том, что обвиняемый:

1) может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, т. е. может совершать действия, мешающие установлению истины;

4) в случае осуждения и вынесения обвинительного приговора будет уклоняться от исполнения приговора (ст. 97 УПК РФ).

При избрании меры пресечения и определении ее вида помимо оснований должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ).

Читать еще:  План расследования кражи из квартиры

Избрание меры пресечения оформляется постановлением, выносимым дознавателем, следователем, прокурором, или определением, выносимым судом. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. Одновременно этому лицу разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный ст. 123–127 УПК РФ.

Для более строгих мер пресечения требуются и другие специальные гарантии их законного и обоснованного применения. Так, для применения залога следователем или дознавателем требуется согласие прокурора (ч. 2 ст. 106 УПК РФ); домашний арест и заключение под стражу применяются по решению суда (ч. 2 ст. 107, ч. 1 ст. 108 УПК РФ).

К подозреваемому меры пресечения применяются лишь в исключительных случаях и, как правило, на срок до 10 суток. Если в этот срок ему не будет предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется немедленно.

Мера пресечения подлежит отмене, когда в ней отпадает необходимость. При изменении оснований или условий ее избрания вместо нее назначается другая – более строгая или более мягкая мера (ч. 1 ст. 110 УПК РФ).

Иные меры процессуального принуждения – это меры, посредством которых обеспечивается законный порядок в ходе производства по делу, а также создаются условия для должного исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества (гл. 14 УПК РФ).

Они могут применяться дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса.

К подозреваемому и обвиняемому могут применяться такие иные меры процессуального принуждения, как:

1) обязательство о явке;

3) временное отстранение от должности;

4) наложение ареста на имущество.

К потерпевшему, свидетелю и иным участникам процесса могут применяться лишь такие меры:

1) обязательство о явке;

3) денежное взыскание.

Обязательство о явке выбирается в случаях необходимости обеспечить явку участников процесса к следователю, дознавателю или в суд.

Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю, прокурору или в суд. Привод осуществляется по постановлению соответствующего должностного лица.

Временное отстранение от должности , как правило, применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого должностного лица в случаях, когда это лицо может помешать расследованию. В ч. 5 ст. 114 УПК РФ установлен особый порядок отстранения от должности высших должностных лиц.

Наложение ареста на имущество проводится для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение. Порядок наложения ареста на имущество регламентирован ст. 115, 116 УПК РФ.

Наложение ареста производится с участием понятых, обязательно составляется протокол (ст. 166 и ст. 167 УПК РФ). В протокол должны вноситься сведения об арестованном имуществе с детальным описанием особенностей каждого предмета, а также сведения об изъятии этого имущества и (или) о том, куда или кому оно передано на хранение.

В качестве меры процессуального принуждения в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть наложено судом денежное взыскание в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда (ст. 117, 118 УПК РФ).

В ст. 103, 105 УПК РФ установлена ответственность для лиц, не обеспечивших надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого при личном поручительстве или присмотре за несовершеннолетним, размер денежного взыскания предусмотрен до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Обжалование избранных мер пресечения. В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК РФ в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора вышестоящему прокурору. Обжалование не приостанавливает их исполнение за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ.

Жалоба – обращение к должностному лицу, ведущему судопроизводство, или в суд по поводу нарушения прав и законных интересов субъекта уголовного процесса или иного лица, чьи права и интересы нарушены решением или действием должностного лица или суда.

Судебный порядок рассмотрения жалоб предусмотрен ст. 125 УПК РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Принуждение и убеждение в уголовном судопроизводстве. Виды мер процессуального принуждения

Принуждение в уголовном судопроизводстве

Возлагая на участников уголовного судопроизводства опре­деленные обязанности и предоставляя им права при расследо­вании и разрешении уголовного дела, государство рассчитывает на то, что они будут добросовестно исполняться и использо­ваться. Однако нельзя не учитывать проблем, связанных с не­добросовестным исполнением обязанностей или злоупотребле­нием правами, что требует применения средств, способных обеспечить исполнение закона. С этой целью установлены ме­ры государственного принуждения.

Меры уголовно-процессуального принуждения — это предусмотренные законом процес­суальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии основания и в поряд­ке, установленном законом в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц, а также в целях успешного расследования и разрешения уго­ловного дела и выполнения назначения уголовного судопроизводства.

Иначе: Меры уголовно-процессуального принуждения — психологическое, материальное, физическое и моральное воз­действие органов уголовного преследования на поведение лиц, уча­ствующих в уголовном деле, с целью пресечения и предупреждения совершения ими неправомерных действий.

Общим для всех мер уголовно-процессуального принужде­ния является возможность их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они осуществляются, а также их правоограничительный или правопринудительный ха­рактер.

Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К таким ограничениям может относиться ограничение:

    • непри­косновенности личности (задержание, арест);
    • свободы передвижения (домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении);
    • права осуществлять трудовую деятельность (от­странение от должности);
    • права распоряжаться имуществом (наложение ареста на имущество и т. п.).
Признаки мер уголовно-процессуального принуждения:
  1. применяются только к лицам, участвующим в уголов­ном деле : к обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему, свидетелю, граждан­скому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, пе­реводчику и понятому, чье ненадлежащее поведение создает угрозу или препятствует успешному расследованию (разрешению) уголов­ного дела;
  2. применяются только в рамках производства по уголовному делу ;
  3. правом по применению мер уголовно-процессуального при­нуждения обладают специальные субъекты (дознаватели и следователи указанных в УПК РФ органов, а также суд);
  4. круг оснований, влекущих необходимость применения в отношении лица мер принудительного воздейст­вия, определен законом;
  5. порядок их применения строго регламентирован законом.

Закон детально регламентирует процессуальный порядок при­менения мер принуждения. Они применяются по мотивирован­ному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по су­дебному решению (заключение под стражу, домашний арест, залог, временное отстранение от должности и некоторые дру­гие).

Виды мер процессуального принуждения (в соответствии с разделом IV УПК РФ):
    1. задержание,
    2. меры пресечения и
    3. иные меры процессуального принуждения.

Альтернативное деление ( по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения могут быть разделены на меры):

    • пресечения,
    • предупреждения противоправного поведения;
    • обеспечения надлежащего поведения.

7.1. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения и их виды

Любая отрасль права предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, которые надлежащим образом не исполняют требования соответствующего законодательства.

Принудительные меры в уголовном судопроизводстве могут носить дисциплинарный, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.

Принудительные меры дисциплинарного, гражданско-правового, административно-правового и уголовно-правового характера в настоящей главе не подлежат рассмотрению, так как они излагаются в соответствующих учебных дисциплинах.

Внимание читателей будет обращено лишь на меры уголовно- процессуального принуждения.

Меры уголовно-процессуального принуждения — способы и средства принудительного воздействия на личность и поведение участников уголовного судопроизводства в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела.

Однако эти способы и средства обладают специфическими признаками, которые отличают их от других мер принуждения, используемых в других отраслях отечественного права.

Очевидно, что эти признаки должны найти отражение в понятии мер уголовно-процессуального принуждения.

При таком подходе меры уголовно-процессуального принуждения — способы и средства ограничения прав, свобод и законных интересов личности, применяемые: 1)

управомоченными законом государственными органами и должностными лицами; 2)

при наличии условий, оснований и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законом; 3)

для пресечения или предупреждения нарушений законодательных требований со стороны участников уголовного процесса; 4)

с целью обеспечения беспрепятственного, поступательного (нормального) хода уголовного судопроизводства. Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения — способы и средства ограничения прав, свобод и законных интересов личности обладают следующими признаками.

Эти меры (способы и средства):

а) урегулированы уголовно-процессуальным законодательством;

б) применяются в сфере уголовного процесса, т.е. лишь в период производства по уголовному делу;

в) избираются управомоченными государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, в пределах предоставленных им уголовно-процессуальным законом полномочий (компетенции);

г) применяются только к указанным в законе участникам уголовного процесса, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создают или могут создать препятствия для поступательного движения уголовного судопроизводства в интересах достижения его конечных (итоговых) целей;

Читать еще:  Подсудность в уголовном процессе рб

д) имеют общей целью обеспечение нормального осуществления уголовного процесса в интересах достижения его целей и решения его задач;

е) применяются при наличии определенных, указанных в законе, условий, оснований и в порядке, гарантирующем законность, обоснованность, мотивированность и справедливость их применения;

ж) имеют особое, специфическое уголовно-процессуальное содержание;

з) обладают пресекательным и воспитательно-предупредительным (или профилактическим, превентивным) свойствами;

и) осуществляются помимо воли и желания участников уголовного процесса, к которым они применяются.

При применении мер уголовно-процессуального принуждения следует учитывать, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в России федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты: 1)

основ конституционного строя Российской Федерации; 2)

общественной нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов других лиц; 3)

обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции Российской Федерации).

При этом необходимо иметь в виду, что граждане России обладают рядом неотчуждаемых прав и свобод, которые не подлежат ограничению в уголовном судопроизводстве ни при каких обстоятельствах.

В частности, к ним относятся следующие конституционные положения: 1)

никто не может быть лишен государственной и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 45, 46, 48); 2)

никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47); 3)

никто не может быть лишен права свидетельского иммунитета или отказа от самообвинения (ст. 51); 4)

никто не может возложить на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности (ст. 49); 5)

никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, а также лишен права на пересмотр приговора вышестоящим судом и права просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50); и некоторые другие.

Конституционные нормы и нормы международных документов (Всеобщей декларации прав человека и гражданина, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.д.) обеспечивают возможность разрешения остро дискуссионной проблемы — проблемы определения пределов (границ) применения уголовно-процессуального принуждения.

В уголовно-процессуальной литературе сформулированы четыре правила, которыми следует руководствоваться практическим работникам органов расследования, прокуратуры и суда при применении мер уголовно-процессуального принуждения: 1)

недопустимость ограничения прав, свобод и законных интересов личности, не вызываемого обстоятельствами уголовного дела, личностью участника уголовного судопроизводства и законной, обоснованной необходимостью; 2)

недопустимость недооценки охраняемых законом интересов других лиц (потерпевшего, свидетеля и т.д.) и связанного с этим непринятия надлежащих мер уголовно-процессуального принуждения к ограничению соответствующих прав, свобод и законных интересов подозреваемого, обвиняемого; 3)

соблюдение баланса (оптимального сочетания) охраняемых различными законами интересов личности, общества и государства при применении мер уголовно-процессуального принуждения; 4)

ограничение конституционных и других прав, свобод и законных интересов личности в сфере уголовного процесса и приме-

Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения — способы и средства ограничения прав, свобод и законных интересов личности обладают следующими признаками.

Эти меры (способы и средства):

а) урегулированы уголовно-процессуальным законодательством;

б) применяются в сфере уголовного процесса, т.е. лишь в период производства по уголовному делу;

в) избираются управомоченными государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, в пределах предоставленных им уголовно-процессуальным законом полномочий (компетенции);

г) применяются только к указанным в законе участникам уголовного процесса, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создают или могут создать препятствия для поступательного движения уголовного судопроизводства в интересах достижения его конечных (итоговых) целей;

д) имеют общей целью обеспечение нормального осуществления уголовного процесса в интересах достижения его целей и решения его задач;

е) применяются при наличии определенных, указанных в законе, условий, оснований и в порядке, гарантирующем законность, обоснованность, мотивированность и справедливость их применения;

ж) имеют особое, специфическое уголовно-процессуальное содержание;

з) обладают пресекательным и воспитательно-предупредительным (или профилактическим, превентивным) свойствами;

и) осуществляются помимо воли и желания участников уголовного процесса, к которым они применяются.

При применении мер уголовно-процессуального принуждения следует учитывать, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в России федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты: 1)

основ конституционного строя Российской Федерации; 2)

общественной нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов других лиц; 3)

обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции Российской Федерации).

При этом необходимо иметь в виду, что граждане России обладают рядом неотчуждаемых прав и свобод, которые не подлежат ограничению в уголовном судопроизводстве ни при каких обстоятельствах.

В частности, к ним относятся следующие конституционные положения: 1)

никто не может быть лишен государственной и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 45, 46, 48); 2)

никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47); 3)

никто не может быть лишен права свидетельского иммунитета или отказа от самообвинения (ст. 51); 4)

никто не может возложить на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности (ст. 49); 5)

никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, а также лишен права на пересмотр приговора вышестоящим судом и права просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50); и некоторые другие.

Конституционные нормы и нормы международных документов (Всеобщей декларации прав человека и гражданина, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.д.) обеспечивают возможность разрешения остро дискуссионной проблемы — проблемы определения пределов (границ) применения уголовно-процессуального принуждения.

В уголовно-процессуальной литературе сформулированы четыре правила, которыми следует руководствоваться практическим работникам органов расследования, прокуратуры и суда при применении мер уголовно-процессуального принуждения: 1)

недопустимость ограничения прав, свобод и законных интересов личности, не вызываемого обстоятельствами уголовного дела, личностью участника уголовного судопроизводства и законной, обоснованной необходимостью; 2)

недопустимость недооценки охраняемых законом интересов других лиц (потерпевшего, свидетеля и т.д.) и связанного с этим непринятия надлежащих мер уголовно-процессуального принуждения к ограничению соответствующих прав, свобод и законных интересов подозреваемого, обвиняемого; 3)

соблюдение баланса (оптимального сочетания) охраняемых различными законами интересов личности, общества и государства при применении мер уголовно-процессуального принуждения; 4)

ограничение конституционных и других прав, свобод и законных интересов личности в сфере уголовного процесса и приме- нение мер уголовно-процессуального принуждения допускаются только федеральным законом91.

В правовой литературе существуют разнообразные классификации мер уголовно-процессуального принуждения.

В частности, меры уголовно-процессуального принуждения в зависимости от их целей и содержания специалисты делят на: 1)

меры юридической (или уголовно-процессуальной) ответственности, основанием применения которых является уголовно-процессуальное нарушение (нарушение требований уголовно-процессуального закона).

Например, ст. 103 УПК РФ предусматривает такую меру уго- ловно-процессуальной ответственности, как наложение денежного взыскания на поручителя при применении меры пресечения в виде личного поручительства в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время — до 10 ООО руб.) в случае невыполнения им обязательства по обеспечению надлежащего поведения подозреваемого или обвиняемого; 2)

правовосстановительные меры — принудительные меры защиты субъективных прав, свобод и законных интересов личности и обеспечения исполнения ею юридических обязанностей.

Основанием их применения является правонарушение, а целью — восстановление нарушенного правопорядка и надлежащей, предусмотренной законом процедуры в сфере уголовного судопроизводства.

Например, ст. 10 УПК РФ обязывает прокурора, следователя, дознавателя или судью немедленно освободить лицо, незаконно лишенное свободы или содержащееся под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором; 3)

меры обеспечения получения доказательств:

а) привод (ст. 113 УПК РФ);

б) задержание подозреваемого (ст. 91 и 92 УПК РФ);

в) обыск и (или) выемка (ст. 182—184 УПК РФ);

г) освидетельствование (ст. 179 УПК РФ);

д) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185 УПК РФ);

е) контроль и запись телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК РФ);

ж) получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ);

з) отстранение подозреваемого или обвиняемого от государственной должности (ст. 114 УПК РФ);

и) принудительное помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинский или психиатрический стационар (ст. 203 УПК РФ); 4)

меры по поддержанию надлежащего порядка в ходе производства по уголовному делу (ст. 258 УПК РФ).

Данные меры процессуального принуждения будут предметом рассмотрения в соответствующей главе настоящего учебника; 5)

меры уголовно-процессуального пресечения (ст. 97—110 УПК РФ).

В свою очередь отечественный законодатель счел возможным подразделить меры уголовно-процессуального принуждения с учетом научных исследований, практики применения уголовно-процессуального закона и состязательного построения современного уголовного судопроизводства на следующие группы: •

задержание подозреваемого (ст. 91—96 УПК РФ); •

меры пресечения (ст. 97—110 УПК РФ); •

иные, т.е. не перечисленные выше, меры процессуального принуждения (ст. 111 —118 УПК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector