0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и виды источников уголовного процесса

Источники уголовно-процессуального права: понятие, значение и виды

Источники уголовно-процессуального права – это те или иные формы юридического выражения норм права, носящих законодательный характер и регулирующих уголовное судопроизводство.

Источники уголовно-процессуального права нашли закрепление в 1 части 1 статьи Уголовно-процессуального кодекса. Помимо этого, источниками являются Конституция, Уголовно-процессуальный кодекс, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

Приоритет Конституции Российской Федерации обуславливается иерархией законов, которые существуют в РФ и основной такой закон – это Конституция, которая имеет высшую юридическую силу и напрямую действует на всей территорией страны. В других законах не могут содержаться нормы, которые противоречат закрепленным в Конституции положениям, включая уголовно-процессуальную деятельность. Исходя из этого, если возникает ситуация, при которой нормативные правовые акты, занимающиеся регулировкой уголовно-процессуальных отношений, будут включать в себя нормы, противоречащие положениям Конституции, то их должны привести в соответствие к требованиям Конституции или непосредственно применить соответствующие нормы самой Конституции.

В Конституции закрепляются основные права и свободы человека и граждан в уголовном судопроизводстве: все равны перед законом и судом, личность и частная жизнь неприкосновенна, тайна переписки и сообщений, защита чести и доброго имени, неприкосновенность жилья, право на то, чтобы получать квалифицированную юридическую помощь и другие. В тот же момент Конституцией РФ устанавливается: компетенция России в вопросах, связанных с формированием уголовно-процессуального законодательства; порядок, в котором в правовую систему включаются общепризнанные принципы и нормы международного права, международных договоров, которые заключаются Россией, а также основы судебной власти. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» сформулированы разъяснения о применении Конституции Российской Федерации в качестве источника всех отраслей права и законодательства в России.

Уголовно-процессуальный кодекс

Второй по значимости источник уголовно-процессуального права, который определяет порядок судопроизводства в России – это Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, он основывается на Конституции страны в соответствии с 1 частью 1 статьи Уголовно-процессуального кодекса. Данный Кодекс является систематизированным сводом правовых норм, который также обеспечивает единообразие и согласованность того, как регулируются уголовно-процессуальные отношения в уголовном судопроизводстве.

Уголовно-процессуальный кодекс, который действует в стране на данный момент, приняла Государственная дума 22.11.2001 года, одобрил Совет Федерации 05.12.2001 и подписал Президент Российской Федерации 18.12.2001.

В Уголовно-процессуальном кодексе содержатся принципиально новые положения, которые определяются посредством изменившегося предназначения уголовного судопроизводства, ориентированного в первую очередь на состязательное построение уголовного процесса. Это отличает его от предыдущих уголовно-процессуальных кодексов РСФСР. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации выделяются принципы уголовного судопроизводства, определяются процессуальные функции его участников, расширяются диспозитивные права граждан, включая право, позволяющее обжаловать действия и решения, принимаемые в суде лицами, которыми осуществляется уголовное судопроизводство, включая право на заявление по ходатайствам; подробно регламентируются процессуальные процедуры досудебной и судебной стадии, зависящие от категории уголовного дела или отдельной категории лиц.

По своей структуре Уголовно-процессуальный кодекс состоит из 6 частей, которые делятся на 19 разделов и 57 глав.

Юридическая значимость Уголовно-процессуального кодекса обуславливается тем, что порядок уголовного судопроизводства, который им установлен – обязателен для суда, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания, включая других лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, в соответствии с 2 частью 1 статьи Уголовно-процессуального кодекса. Приоритет Кодекса перед иными законами федерального характера, которые регламентируют определенные вопросы в уголовном судопроизводстве, также определяется на основании того, что нормы, которые в них содержатся, не должны быть противоречивыми по отношению к Уголовно-процессуальному кодексу.

Международно-правовые принципы

Общепризнанными международно-правовыми принципами в уголовном судопроизводстве являются такие принципы, которыми: не допускается распространение юрисдикции одного государства на территории других; невозможно использование силы или угроз ее применения в процессе решения вопросов, касаемых выдачи лиц, которые имеют обвинения в совершении преступлений и находятся на территории другой страны; обязывают государство на выполнение взятых на себя обязательств в уголовно-процессуальной сфере деятельности; предусматривается практика заключения договоров между государствами, которые касаются оказания помощи в уголовных, гражданских и семейных делах.

Нормы международного права отражаются в большом количестве международно-правовых актов: декларации, конвенции, пакты, резолюции, своды принципов, минимальные стандартные правила, итоговые документы международных форумов и другие. К таким актам также может относится Всеобщая декларация прав человека 1918 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 года, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых любой форме задержания или тюремного заключения 1988 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и другие. Нормами, которые в них содержатся, закрепляются определенные положения, связанные с порядком производства в уголовных делах, включая права лиц, которые вовлечены в процесс уголовного судопроизводства, а также гарантии данных прав.

Также это относится к обеспечению гуманного отношения и уважения личности, презумпции невиновности, прав на получение защиты и квалифицированной юридической помощи, прав на то, чтобы не давать свидетельства против себя и близких.

Международные договоры, которые заключаются Россией в уголовно-процессуальном производстве, бывают:

  1. двусторонние (к примеру, договоры о правовой помощи в уголовно-правовой и уголовно-процессуальной сферах, которые заключены Россией с Азербайджаном (1994 г.), Египтом (1997 г.), Латвией (1993 г.) и другими странами);
  2. многосторонние (к примеру Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 и 2002 гг. (между странами СНГ) и другие).

Международные договоры с другими странами в уголовном судопроизводстве заключаются от имени России и являются межгосударственными, Правительством Российской Федерации – межправительственными, федеральными органами исполнительной власти – межведомственными. Роль и значение данных договоров достаточно велики – если международный договор устанавливает правила, отличные от предусмотренных законодательством, применимыми являются правила международных договоров, в соответствии с 15 статьей Конституции Российской Федерации и 3 части 1 статьи Уголовно-процессуального кодекса.

Источниками уголовно-процессуального права являются федеральные конституционные и федеральные законы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения в сфере уголовно процессуального права, если они не противоречат Уголовно-процессуальному кодексу (1 и 2 части 7 статьи УПК).

На сегодняшний день действует большое количество федеральных законов, которые содержат нормы, относящиеся напрямую к сфере уголовного судопроизводства, таковыми являются: от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»; от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»; от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»; от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»; от 29.11.2001 № 160-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др.

Уголовный процесс и суды в РФ

Теория уголовного процесса не включает в себя единое мнение, связанное с постановлениями и определениями Конституционного Суда Российской Федерации, а также с разъяснениями, которые содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации с точки зрения того, относятся ли они к источникам уголовно-процессуального права.

Конституционным Судом Российской Федерации при принятии постановлений определяется только соответствие Конституции той или иной норме права, но не создаются новые правовые нормы. Решением, которое принимает Конституционный Суд, норма права может быть признана несоответствующей Конституции и этим меняется содержание определенных нормативных актов. Это не затрагивает определения Конституционного Суда.

Разъяснения Верховного Суда, которые содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда, в первую очередь относятся к толкованию норм уголовного процессуального права и располагают к их единому пониманию и применению в судах на судебных разбирательствах схожих преступлений. Разъяснения Верховным Судом Российской Федерации даются на основании обобщения результатов деятельности судов.

Исходя из этого, определения Конституционного Суда Российской Федерации, так же как и Верховного Суда Российской Федерации не относятся к источникам уголовного процессуального права.

Источниками уголовно-процессуального права также не являются приказ, указание, распоряжения, которые издает Генеральная Прокуратура, Следственный комитет, иные ведомства. Помимо этого, они обладают важным теоретическим и практическим значением при толковании норм права и их единообразном применении.

Читать еще:  Порядок рассмотрения гражданского иска в уголовном процессе

Понятие, значение и виды источников уголовно-процессуального права

Под источниками уголовно-процессуального права следует понимать те или иные формы юридического выражения норм права, которые носят законодательный характер и регулируют порядок уголовного судопроизводства.

Источники уголовно-процессуального права закреплены в ч. 1 ст. 1 УПК. К ним относятся: Конституция, УПК, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

ПриоритетКонституции РФ обусловлен существующей в России иерархией законов, основным из которых является Конституция, обладающая высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны.

В Конституции закреплены основные права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве: равенство всех перед законом и судом, неприкосновенность личности, частной жизни, тайна переписки и сообщений, защита чести и доброго имени, неприкосновенность жилища, право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д. (гл. 2). Одновременно в Конституции установлены: компетенция Российской Федерации в сфере формирования уголовно-процессуального законодательства; порядок включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, заключаемых Российской Федерацией; основы судебной власти.

Вторым по значимости источником уголовно-процессуального права, определяющим порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, основанный на Конституции (ч. 1 ст. 1 УПК). Этот Кодекс представляет собой систематизированный свод правовых норм, обеспечивающий единообразие и согласованность регулирования уголовно-процессуальных отношений в сфере уголовного судопроизводства.

Действующий УПК принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. (Федеральный закон № 174-ФЗ).

УПК содержит принципиально новые положения, определяемые изменившимся предназначением уголовного судопроизводства, ориентированным прежде всего на состязательное построение уголовного процесса. Это в значительной степени отличает его от предыдущих уголовно-процессуальных кодексов РСФСР (1922, 1923, 1960 гг.). В УПК выделены принципы уголовного судопроизводства, определены процессуальные функции каждого из его участников, расширены диспозитивные права граждан, в том числе право на обжалование действий и решений, принимаемых судом и лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, а также право заявлять ходатайства; детально регламентированы процессуальные процедуры досудебных и судебных стадий в зависимости от категорий уголовных дел или отдельных категорий лиц и т.д.

Структурно УПК состоит из шести частей, которые подразделяются на 19 разделов, 56 глав.

Юридическая значимость УПК обусловлена тем, что установленный им порядок уголовного судопроизводства является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1 УПК). Приоритет УПК перед другими федеральными законами, регламентирующими отдельные вопросы уголовного судопроизводства, определяется также тем, что содержащиеся в них уголовно-процессуальные нормы не должны противоречить УПК.

К общепризнанным международно-правовым принципам в сфере уголовного судопроизводства относятся такие принципы, которые: не позволяют распространять юрисдикцию одного государства на территорию другого; делают невозможным использование силы или угрозы ее применения при решении вопросов о выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления и находящихся на территории других государств; обязывают государства выполнять взятые на себя обязательства в сфере уголовно-процессуальной деятельности; предусматривают практику заключения межгосударственных договоров об оказании помощи по уголовным, гражданским и семейным делам и т. д.

Нормы международного права находят отражение в различных международно-правовых актах: декларациях, конвенциях, пактах, резолюциях, сводах принципов, минимальных стандартных правилах, итоговых документах различных международных форумов и иных документах. К такого рода актам следует отнести, в частности, Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., и др. Содержащиеся в них нормы закрепляют отдельные положения, касающиеся порядка производства по уголовным делам, а также права лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, и гарантии соблюдения этих прав.

Международные договоры с иностранными государствами в сфере уголовного судопроизводства заключаются от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства РФ (межправительственные договоры), федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры). Значение указанных договоров велико: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 УПК).

К источникам уголовно-процессуального права следует также отнести федеральные конституционные и федеральные законы, содержащие нормы, регламентирующие уголовно-процессуальные отношения, при условии, что они не противоречат УПК (ч. 1 и 2 ст. 7 УПК). В настоящее время действуют многие федеральные законы, содержащие нормы, имеющие отношение к уголовному судопроизводству, в их числе: от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; и др.

В теории уголовного процесса нет единого мнения в отношении постановлений и определений Конституционного Суда РФ, а также разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, с точки зрения отнесения их к источникам уголовно-процессуального права.

Как известно, Конституционный Суд РФ при принятии постановления лишь решает, соответствует ли Конституции РФ та или иная норма права, но не создает новых норм права. Однако принимаемое Конституционным Судом решение может признать норму права не соответствующей Конституции и, тем самым, фактически изменить содержание того или иного нормативного акта. К определениям Конституционного Суда РФ это не относится.

Разъяснения Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, касаются, прежде всего, толкования норм уголовно-процессуального права и способствуют единообразному их пониманию и применению судами в процессе судебного разбирательства однотипных преступлений. Свои разъяснения Верховный Суд РФ дает на основе обобщения результатов деятельности судов.

Таким образом, определения Конституционного Суда РФ, равно как и разъяснения Верховного Суда РФ, нельзя отнести к источникам уголовно-процессуального права.

Не являются источниками уголовно-процессуального права приказы, указания, распоряжения, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, иными ведомствами. Вместе с тем они (как определения Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ) имеют важное теоретическое и практическое значение в толковании норм права и единообразном их применении.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2414 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вопрос 4. Источники уголовно-процессуального права.

Источник права – внешняя форма выражения правовой нормы.

Согласно ст. 1 УПК РФ основной формой выражения уголовно-процессуальных норм являются два вида источников: 1) законы (УПК, основанный на Конституции РФ), 2) акты международного права.

Каждый вид представлен совокупностью источников. Правовая норма может содержаться как в одном из них и быть достаточно полно выражена в статье или статьях закона или международного акта; так и в нескольких источниках, в т.ч. и в источниках разных видов.

Конституция РФ – первичный источник уголовно-процессуальных норм. Здесь закреплены основополагающие принципы уголовного судопроизводства. Нормы Конституции РФ первичны, среди кот. нормы, устанавливающие права и свободы человека, являются непосредственно действующими (ст. 18 Конституции РФ). Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции).

УПК РФ – основной источник, посредством кот. реализуются конституционные нормы; посвящен регулированию уголовного судопроизводства; устанавливает порядок уголовного судопроизводства, обязательный для всех субъектов процесса на всей территории РФ (ч. 1, 2 ст. 1 УПК РФ). Нормы УПК не должны противоречить Конституции, а если такое противоречие возникнет, применяются нормы Конституции как нормы прямого действия.

Иные законы (ФКЗ, ФЗ, законы) – влияют на регулирование уголовно-процессуальных отношений: Закон «О статусе судей в РФ», ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О военных судах РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ», ФЗ «О мировых судьях в РФ», ФЗ «О гос. защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», ФЗ «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в РФ», ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О следственном комитете РФ», ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ФЗ «Об ОРД», ФЗ «О гос. судебно-экспертной деятельности в РФ» и др. Сюда не включаются законы субъектов РФ, т.к. в силу ст. 71 Конституции РФ вопросы уголовно-процессуального законодательства находятся в ведении РФ. Если нормы законов вступают в противоречие с нормами УПК, последним, как правило, отдается приоритет. Но такой приоритет не абсолютный и в ряде случаев применению могут подлежать нормы иных законодательных актов. Приоритет перед УПК может иметь норма: 1) если она содержится в ФКЗ, имеющем высшую силу, чем УПК; 2) если она содержится в спец. ФЗ, предназначенном для регулирования определенных отношений; 3) если она включена в последующий закон, имеющий преимущество перед более ранним законом.

Читать еще:  Полномочия апелляционного суда в уголовном процессе

Иные нормативные акты не могут регламентировать уголовно-процессуальные отношения и включать в свое содержание нормы уголовно-процессуального характера. Если в этом возникает необходимость, такие нормы должны быть введены в закон в порядке законодательной инициативы и законотворческого процесса. До выражения нормы в тексте закона она не может регулировать эту сферу общественных отношений. Все подобные акты должны основываться на положениях процессуального законодательства. Устанавливать новые нормы они не вправе, а если они содержат нормы, отличающиеся от норм УПП, применяется уголовно-процессуальный закон.

Международно-правовые акты относятся к числу источников УПП в том случае, если они содержат общепризнанные принципы или нормы, нормы международных договоров РФ, касающиеся вопросов уголовного судопроизводства. В случае пробелов или при возникновении противоречия между этими видами источников приоритетом пользуются нормы международных актов (ч. 3 ст. 1 УПК), о чем свидетельствует также достаточно широкая практика ЕСПЧ (Европейский Суд по правам человека). Среди международных актов важное значение имеют Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966). В них закреплены такие принципы, как равенство, право на личную свободу, недопустимость произвольных арестов, право на эффективное восстановление в правах компетентным национальным судом, презумпция невиновности, недопустимость пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом и др. Важен европейский международный акт – Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950). Ее положения обеспечиваются ЕСПЧ, кот. рассматривает жалобы на нарушение положений Конвенции гос-вом и вправе, признав такое нарушение, определить компенсацию за допущенное нарушение прав человека, подлежащую выплате гос-вом. Также действует множество др. актов, посвященных отдельным вопросам уголовного судопроизводства: напр., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (1985); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988); Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985) и др.

Сложен многоуровневый способ уяснения содержания отдельных процессуальных норм. Первый уровень фиксации содержания уголовно-процессуальных ной нормы находится в УПК. Текст УПК позволяет выделить все структурные части отдельной нормы и уяснить ее гипотезу, диспозицию и санкцию. Однако текста УПК может оказаться недостаточно. Например, изучая систему принципов уголовного судопроизводства, необходимо подняться на второй уровень – принять во внимание текст Конституции. Третьим уровнем фиксации этих норм являются акты международного права. Таким образом, все источники УПП следует рассматривать как взаимосвязанную систему актов, содержащих нормы УПП.

Определенную роль играют, но не являются источниками УПП некоторые постановления и итоговые определения Конституционного Суда РФ, содержащие разъяснения постановления Пленума ВС РФ, приказы и инструкции Ген. прокуратуры РФ, Акты Европейского Суда по правам человека.

Источники уголовно-процессуального права

Материал из CrimLib.info

Источники уголовно-процессуального права — это содержащие уголовно-процессуальные нормы акты, образующие систему уголовно-процессуального права, обусловленную предметом его регулирования.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство

Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ. В самом законе названы всего лишь два нормативных источника уголовно-процессуального права — Конституция РФ и УПК РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В действительности же круг нормативных законодательных источников уголовно-процессуального права гораздо шире. К их числу относятся:

а) Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу,прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15 Конституции РФ). В Конституции РФ закреплены основные начала уголовного судопроизводства и гарантии прав личности в уголовном процессе, которые находят свою конкретизацию в нормах других уголовно-процессуальных законов. Среди них — принципы законности (ст. 15), осуществления правосудия только судом (ст. 118), равенства перед законом и судом (ст. 19), уважения достоинства личности (ст. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), презумпция невиновности (ст. 49) и др.

б) Федеральные конституционные законы, регламентирующие судопроизводство по уголовным делам в Российской Федерации. Это — федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде РФ», «О судебной системе»1, «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»3, в которых содержатся отдельные нормы уголовно- процессуального характера. В частности, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» устанавливает порядок привлечения данного должностного лица к уголовной ответственности и раскрывает содержание его иммунитета в сфере уголовного судопроизводства.

в) Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый 18 декабря 2001 г. и введенный в действие с 1 июля 2002 г., за исключением положений, для которых Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» установлены иные сроки и порядок введения в действие. УПК РФ является главным источником уголовно-процессуального права, поскольку именно он детально регламентирует порядок уголовного судопроизводства на территории РФ.

д) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК РФ они являются составной частью законодательства России, регулирующего уголовное судопроизводство. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо, а общепризнанная норма международного права — это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного

Стоят отдельного упоминания следующие редкие источники:

е) Указы Президента РФ. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, но они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В 90-е годы прошлого века Президент РФ неоднократно принимал указы, которые регламентировали и вопросы уголовного судопроизводства. Некоторые из них противоречили и Конституции, и федеральным законам, но тем не менее реально действовали и исполнялись. Это, в частности, Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который применялся в течение 3 лет, а затем был отменен. В настоящее время указы Президента РФ не содержат норм уголовно-процессуального права, но нельзя исключить их появления в будущем.

ж) Законы СССР. Некоторые законодательные акты СССР продолжают действовать на территории РФ, если они не противоречат Конституции России и российскому уголовно-процессуальному законодательству. Это, к, примеру, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», который до сих пор регулирует многие вопросы реабилитации невиновных.

Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ, указаний Генерального прокурора РФ и пр.

Внимание! Это спорный вопрос. Помимо законодательства, существует и целый ряд других источников, которые также содержат нормы, регулирующие отношения в уголовном судопроизводстве, однако общеобязательность их исполнения неоднозначна. С одной стороны, их можно именовать источниками уголовно-процессуального права, так как в подавляющем большинстве случаев данные акты все таки исполняются. С другой, они формально не относятся к нормативным актам. Выделим три момента:

а) Признание норм (или их смысла) неконституционными обязательно для всех. Есть мнение, что это полноценный источник права. Сюда относятся Постановления и определения Конституционного Суда РФ.Конституционный Суд РФ определяет, соответствуют ли те или иные положения уголовно-процессуального закона Конституции РФ, а также выявляет конституционно-правовой смысл норм уголовно- процессуального права. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Как показала практика, решения Конституционного Суда РФ нередко приводили к настоящему реформированию уголовно-процессуального законодательства, вызывая отмену или изменение соответствующих норм уголовно-процессуального закона. Это касается и УПК РФ, многие нормы и положения которого уже стали предметом конституционного контроля.

Читать еще:  Основания реабилитации в уголовном процессе

б) Толкование закона желательно, но не обязательно для всех. Сюда относятся Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Издавать акты официального толкования уголовно-процессуального закона в России вправе два органа судебной власти: Пленум Верховного Суда РФ и Конституционный Суд РФ. Однако акты толкования названных судебных органов носят совершенно разный характер, поскольку цели, стоящие перед этими судами, неодинаковы. Так, согласно ст. 126 Конституции РФ, ч. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. Принятые Пленумом Верховного Суда РФ акты толкования уголовно-процессуального закона содержат важные для правильного понимания и применения норм действующего уголовно-процессуального законодательства указания, основанные на многолетнем изучении судебной практики. Разъяснения Верховного Суда России широко используются всеми правоохранительными органами для разрешения правовых вопросов в ходе уголовного судопроизводства.

в) Обязательны для органов, в структуре которых они изданы. Сюда относятся подзаконные нормативные акты. Данные нормативные акты играют лишь вспомогательную, но далеко не последнюю роль в регламентации некоторых аспектов уголовного судопроизводства. Правом на их принятие обладает ограниченный круг субъектов — Правительство РФ, Генеральная прокуратура, МВД России, ФСБ России, Минюст России, которые издают подзаконные нормативные акты, касающиеся таких вопросов, как принятие заявлений и расследование некоторых категорий преступлений, взаимодействие правоохранительных органов при расследовании преступлений, производство судебных экспертиз, изъятие и хранение вещественных доказательств и т.д. Так, приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 утверждена Инструкция о порядке осуществления привода2, который отнесен законом (ст. 113 УПК РФ) к иным мерам процессуального принуждения. Право на принятие подзаконного нормативного акта иногда прямо предоставляется органам исполнительной власти самим законодателем (так называемое делегированное законодательство). Например, во исполнение предписаний ст. 82 УПК РФ, в соответствии с которой условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств устанавливаются Правительством РФ, было принято постановление от 20 августа 2002 г. № 620 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно»3. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно- процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что субъекты РФ не могут регулировать никакие вопросы уголовного судопроизводства на своей территории, хотя в недавнем прошлом такие попытки предпринимались неоднократно.

Понятие и виды источников уголовно-процессуального права

Источники уголовно-процессуального права – это законы и указы, издаваемые органами государственной власти, которыми регулируется порядок судопроизводства по уголовным делам.

Источники уголовно-процессуального права можно разделить на две группы: законы и другие нормативные акты, содержащие уголовно-процессуальные нормы.

В первую группу входят:

3) законы о судоустройстве, прокуратуре, адвокатуре и тому подобное.

Ко второй относятся:

1) указы и постановления;

2) международные договоры, соглашения, конвенции.

Однако следует помнить, что приказы, инструкции, указания Генерального прокурора и Министра внутренних дел не являются источниками уголовно-процессуального права, поскольку они содержат не новые нормы права, а лишь толкование, разъяснение судам, органам расследования и прокурорам относительно правильного применения уже действующих правовых норм.

Конституция служит юридической базой всего законодательства, устанавливает порядок принятия и отмены законов. В Конституции имеются специальные главы, содержащие основные положения о судопроизводстве, организации суда и прокуратуры. Важным законодательным актом, который в систематизированном виде содержит практически все нормы уголовно-процессуального права, является Уголовно-процессуальный Кодекс. Он вмещает развернутую систему норм уголовно-процессуального права и подробно регламентирует порядок производства по уголовным делам.

УПК содержит 449 статей и состоит из 36 глав, объединенных в 8 разделов:

1. Общие положения.

2. Возбуждение уголовного дела, дознание и досудебное следствие.

3. Производство дел в суде первой инстанции.

4. Производство по проверке приговоров, постановлений и определений суда.

5. Исполнение приговора, определения и постановления суда.

6. Применение принудительных мер медицинского характера.

7. Протокольная форма досудебной подготовки материалов.

8. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Уголовно-процессуальный закон – это совокупность процессуальных норм, регулирующих уголовно-процессуальную деятельность, направлены на обеспечение задач уголовного судопроизводства. Их значение состоит в том, что они устанавливают порядок и регулируют правовые отношения между участниками уголовно-процессуальной деятельности, обеспечивают защиту прав и свобод граждан, которые вовлечены в сферу уголовного судопроизводства.

Выводы по теме:

Предмет уголовно-процессуального права составляют общественные отношения, которые возникают в ходе принятия информации о совершенном преступлении, при возбуждении уголовного дела, досудебном расследовании, а также при рассмотрении и разрешении уголовного дела в судебном разбирательстве. Эти отношения называются уголовно-процессуальными правоотношениями.

Конспект лекции

ТЕМА № 3 ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Время – 2 часа

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Понятие принципов уголовного процесса и их значение.

2. Классификация принципов уголовного процесса и их система.

3. Конституционные принципы уголовного процесса.

4. Специальные принципы уголовного процесса.

Литература:

1. Конституция ДНР. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/ – Название с экрана.

2. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/ – Название с экрана.

3.Международный пакт о гражданских и политических правах. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеи ООН от16.12.1966 г. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/ – Название с экрана.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Украины: Научно-практический комментарий / Под общей редакцией В.Т. Маляренко, Ю.П. Аленина. – X.: 000 «Одиссей», 2001. – 968 с.

5. Уголовный кодекс ДНР 17.09.2014 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://old.dnr-online.ru/ — Название с экрана;

6. Коваленко Є. Г., Маляренко В.Т. Кримінальний процес: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2006. – 688 с.

7. Лобойко Л.М. Кримінально-процесуальне право: Курс лекцій: навч. посібник. – К.: Істина, 2005. – 456 с.

8. Назаров В.В., Омельяненко Г.М. Кримінальний процес: Навчальний посібник. – Вид. 2-ге, доп. і переробл. – К.: Атіка, 2007. – 584 с.

9. Назаров В.В., Омельяненко Г.М. Кримінальний процес України: Навчальний посібник. – Вид. 2-ге, доп. і переробл. – К.: Атіка, 2007. – 584 с.

10. Кримінально-процесуальне право: Підручник / За загальною редакцією Ю.П. Аленіна. – X.: ТОВ «Одіссей», 2009. – 816 с.

11. Гриненко А.В., Кожевников Г.К., Шумилин С.Ф. Принцип презумпции невиновности и его реализация в досудебном уголовном процессе. – Харьков, 1997. – 166 с.

12. Кучинська О.П. Забезпечення права на захист та кваліфіковану правову допомогу в кримінальному провадженні. / О.Кучинська // Юридична Країна. – 2012. – № 4. – С.65-69

13. Навроцька В.В. Засада диспозитивності та її реалізація в кримінальному процесі: Монографія / В.В. Навроцька. – Львів: Львівський держ. Ун-т внутр.. справ. 2010. – 439 с.

14. Репешко П.І. Принципи кримінального процесу в стадії судового розгляду кримінальних справ у суді першої інстанції. – Миколаїв, 2001. – 269 с.

15. Строгович М.С. Право обвиняемого на защиту и презумпция невиновности. – М., 1984. – 172 с.

16. Мотовиловкер Я.О. О принципах объективности, презумпции невиновности и состязательности процесса. – Ярославль, 1978.

Вступление

Принципы уголовного процесса закреплены в законе, доминируют в государстве как политические и правовые идеи относительно задач и способа осуществления уголовного судопроизводства. Они определяют направленность и построение уголовного процесса в целом, форму и содержание его стадий и институтов, нарушение которых обязательно влечет за собой отмену приговора и иных решений по делу.

Принципы уголовного процесса закреплены в Конституции и других нормативных актах как наиболее общие правовые положения, которые определяют построение уголовного процесса, направления деятельности органов расследования, прокуратуры и суда и обеспечивают выполнение задач уголовного судопроизводства.

Принципы должны быть согласованы между собой, и образовывать единую систему как основу конкретного и детального правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности на всех ее стадиях. Ни одна процессуальная норма не должна им противоречить.

Принципы (основы) уголовного процесса действуют на всех стадиях процесса, взаимосвязаны между собой. Они служат гарантией правосудия, обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса, значение имеют в преодолении пробелов в законе. По содержанию и сфере применения принципы уголовного процесса различаются между собой, но взаимодействуя, способствуют достижению целей уголовного судопроизводства.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 510 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector