0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок назначения адвоката в уголовном процессе

Порядок назначения адвокатов: новые правила

15.03.19 года решением Совета ФПА РФ был введен в действие новый Порядок назначения адвокатов по уголовным делам. Порядок сформирован из 13 разделов с учетом и переходных моментов. В акте отражены ведущие положения о назначении защитников по уголовным делам:

  1. Независимость адвокатского сообщества, которая означает отсутствие какого бы то ни было вмешательства следователей, дознавателей, органов правосудия и иных структур в алгоритм распределения требований о назначении защитника между специалистами.
  2. Равные права адвокатов на то, чтобы быть назначенными в качестве защитника по уголовному делу вне зависимости от формы адвокатского образования, в которой они трудятся.
  3. Территориальный принцип, согласно которому приглашать защитника из другого субъекта РФ нельзя. Исключения есть: например, если помощь требуется гражданину, находящемуся в труднодоступном районе.
  4. Непрерывная защита, согласно которой адвокат, принявший поручение, должен исполнить его до конца, то есть пройти «От и До» все стадии уголовного процесса.
  5. Централизация и информатизация, суть которых заключается в применении специальных программ для распределения требований, не предполагающих вмешательство извне.

Назначение адвоката по уголовному делу теперь выглядит следующим образом:

  1. Адвокатская палата получает уведомление следственного органа о назначении защитника по уголовному делу. В целях повышения эффективности процесса орган, отправивший уведомление, может прописать квалификацию деяния, ФИО ранее привлекаемого защитника и иные данные.
  2. Поступившие сведения вносятся в базу данных адвокатской палаты.
  3. Перераспределение поручений между юристами. При этом адвокат, которому поступило соответствующее положение, должен дать ответ на него в течение 15 минут.
  4. Сообщение адвокатом, принявшим поручение, о данном факте следственным органам или суду.
  5. Участие адвоката в уголовном судопроизводстве.
  6. Обнаружение адвокатом препятствий для исполнения принятого на себя поручения. Если таких обстоятельств нет, адвокат вступает в процесс, если есть – немедленно информирует уполномоченный орган и адвокатскую палату об этом.

Новый порядок назначения адвокатов подлежит применению на всей территории РФ. Местные порядки могут по-прежнему использоваться, но лишь в части, которая не противоречит ему. Нарушение порядка назначения адвокатов по конкретным уголовным делам может повлечь признание недопустимыми доказательствами протоколы следственных действий, произведённых с участием адвоката, вступившего в дело с нарушением указанного порядка; в связи с этим адвокатские палаты достаточно строго наказывают адвокатов, которые вступают в дело по назначению с нарушением установленного порядка, вплоть до принятия решения о прекращении статуса адвоката.

Как оценивать новый Порядок назначения адвокатов по уголовному делу?

Безусловно, новый Порядок назначения адвокатов в качестве защитников стоит оценивать положительно. Причин тому несколько:

  1. Автоматизированный алгоритм распределения поручений исключит возможность следователей обращаться к «удобным» адвокатам, действующим по указке следственных органов.
  2. К защите будут допускаться адвокаты, ведущие свою деятельность через адвокатские кабинеты. Ранее фактически в различных субъектах таких адвокатов не допускали к исполнению поручений.
  3. Принцип непрерывной защиты накладывает на адвоката обязанности по оказанию правовой помощи в полном объеме. Нарушение принципа грозит привлечением адвоката к дисциплинарной ответственности. Ранее, напомним, защитники назначались фактически однократно — на одно судебное заседание, следственное действие и т.д.
  4. Акцент делается на вопросе защиты информации, сопряженной с назначением адвоката в качестве защитника. Так, в Порядке говорится, что информация должна храниться адвокатской палатой так, чтобы к ней доступ третьих лиц был исключен.
  5. Порядок достаточно подробно регулирует все основные вопросы, возникающие в процессе назначения защитников, благодаря чему спорных и неоднозначных моментов на практике будет возникать меньше.

В то же время невозможно сказать, как в действительно будет работать Порядок. Недостатком является и тот момент, что единая автоматизированная система, позволяющая распределять поручения, действует далеко не во всех регионах. Следовательно, для следователей и дознавателей еще остается «лазейка» к назначению «карманных» адвокатов. Кроме того, следователям и адвокатам нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям и перестроить свое сознание.

Конечно, новый Порядок призван повысить качество оказываемых услуг, однако гражданин, нуждающийся в защите, не может знать заранее, какой специалист ему попадется. Как правило, правовую помощь в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве по назначению оказывают невостребованные адвокаты, основную массу которых составляют молодые адвокаты, получающие таким образом опыт работы по уголовным и иным делам. Данное обстоятельство не может не сказываться на качестве оказываемых услуг. Следует также учитывать что адвокаты по назначению являются универсальными, но и это сказывается на качестве оказанной правовой помощи, поскольку наилучшую защиту могут предоставить только узкие специалисты. Например, адвокат по экономическим преступлениям, в отличие от адвокатов широкого профиля, отлично разбирается в особенностях бухгалтерского и налогового учета, досконально знает судебную практику по тем или иным экономическим статьям, умеет выстраивать грамотную линию защиты. Кроме того, узким специалистам требуется меньше времени на то, чтобы погрузиться в тему и разобраться в ней, что в условиях уголовного процесса является важным обстоятельством.

Однако стоит помнить, за последнее слово всегда за доверителем. Именно он выбирает, что ему делать: воспользоваться помощью приглашенного защитника, что фактически является лотереей, либо заключить соглашение с заранее выбранным уголовным адвокатом, который максимально замотивирован на результат.

Новый порядок назначения адвоката по уголовному делу в качестве защитника

Назначение адвокатов по уголовным делам в качестве защитников будет осуществляться в соответствии с новым нормативным актом. Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (далее — Порядок) утвержден решением Совета Федеральной палаты адвокатов (ФПА) от 15.03.2019 взамен применявшегося ранее документа (решение Совета ФПА от 05.10.2017, протокол № 5). Вопрос о внесении изменений возник в связи с тем, что практика применения Порядка 2017 года на местах показала недостаточность федерального регулирования назначения по уголовным делам адвокатов в качестве защитников. Расскажем подробнее о возникших проблемах правоприменения, причинах внесения изменений и отличиях новых правил назначения адвокатов по уголовным делам от прежнего порядка.

Важно! Порядок вступил в силу с момента принятия. Региональным адвокатским палатам дан срок до 01.10.2019 для приведения нормативных актов о назначении адвокатов в качестве защитников в соответствие с новым Порядком.

Полномочия ФПА в части установления порядка назначения адвокатов по уголовным делам

П. 3 ст. 50 Уголовно-процессуального кодекса предусмотрено, что в случаях, когда следователь, дознаватель или суд обязаны обеспечить назначение подозреваемому или обвиняемому защитника — адвоката, применяется порядок, установленный ФПА. Ранее существовала возможность самостоятельного выбора адвоката следователем или дознавателем, что в некоторых случаях приводило к злоупотреблениям. ФПА последовательно искореняет возможность произвола, внедряя новые принципы назначения адвокатов по уголовным делам.

Полномочия региональных адвокатских палат

В соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 31 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ обязанность по организации оказания юридической помощи по назначению следователя, дознавателя, суда возложена на советы региональных адвокатских палат. Порядок-2019, как и прежний, предусматривает необходимость принятия региональных правил, учитывающих региональные особенности реализации этих положений.

Почему Порядок назначения защитников заменен на новый

ФПА не ограничилась точечной корректировкой норм, а издала новый документ, причем Порядок 2017 года уже исчез с сайта ФПА. При рассмотрении изменений шла речь о том, что нормы Порядка должны исключить возможность устанавливать в регионах свои, противоречащие федеральным нормам правила назначения защитников в уголовном судопроизводстве. Кроме того, накопилась критика по применению действующей системы со стороны правоохранительных органов. Основной предмет недовольства — несвоевременная явка защитника на место проведения следственных действий.

Обратите внимание! Рассматривается вариант выхода с законодательной инициативой о передаче полномочий на утверждение порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном производстве на федеральный уровень, поскольку ФПА нормативно не обеспечила адвокатскую дисциплину.

Возникшие проблемы призван решить новый Порядок назначения защитников, в котором, в отличие от прежнего, детально урегулированы процедурные вопросы.

Что изменилось

Федеральное регулирование назначения адвокатов по уголовным делам в качестве защитников существенно расширилось: новый Порядок состоит из 13 разделов, тогда как в прежнем их было 7. Вот наиболее значимые изменения, внесенные в новую редакцию Порядка назначения адвокатов по уголовным делам в качестве защитников:

  1. Перечень принципов дополнен принципом равноправия адвокатов (возможностью работы по назначению независимо от избранной формы адвокатского образования).
  2. Принцип приоритетности защиты преобразован в принцип непрерывности защиты, который применительно к назначению защитников означает участие адвоката в уголовном деле с момента назначения до полного исполнения принятых им на себя обязательств.
  3. Введено дополнительное исключение из принципа территориальности: при производстве процессуальных действий и судебных заседаний на территории одного субъекта РФ по уголовным делам, находящимся в производстве органов другого субъекта РФ или органов межрегионального/федерального уровня (с учетом приоритетности принципа непрерывности защиты).
  4. Введен принцип централизации и информатизации — централизованное назначение адвокатов по уголовным делам с использованием информационной системы автоматизированного распределения требований.
  5. Исключен принцип контроля, вместо него в порядок включен дополнительный раздел.
  6. Добавлен раздел 4 «Уведомление о назначении защитника», в котором вводится понятие «решение о назначении защитника по уголовному делу».
  7. Введен раздел 5 «Процесс назначения адвоката в качестве защитника», в котором описаны этапы процедуры назначения адвокатов по уголовным делам:
    • Получение адвокатской палатой уведомления о назначении защитника в уголовном деле.
    • Внесение этих сведений в базу данных информационной системы автоматизированного распределения поручений о назначении защитника.
    • Распределение поручений между конкретными адвокатами. При этом адвокату, которому предлагается взять на себя защиту, дается не более 15 минут на принятие решения об участии в деле или отказе от него.
    • Доведение полученной информации до органа, который дал поручение о назначении защитника.
    • Явка адвоката в установленное время.
    • Выявление адвокатом обстоятельств, исключающих или препятствующих его участию в производстве по данному уголовному делу в качестве защитника. При их отсутствии он приступает к защите по делу.
  8. Также введены разделы о способах приема уведомлений о назначении защитника; времени приема уведомлений и распределения поручений между адвокатами; о защите информации, региональных особенностях распределения поручений о назначении защитника между адвокатами; обязанностях адвоката; информировании о Порядке и региональных правилах; контроле за исполнением Порядка.
Читать еще:  Основные стадии судебного процесса

С новым Порядком можно ознакомиться на сайте ФПА. По данной теме рекомендуем также прочитать статьи «Единый порядок назначения адвокатов», «Особенности оплаты труда адвоката по назначению».

Адвокат по назначению: для чего он нужен?

Подавляющее большинство граждан, пребывающих в статусе подозреваемых или обвиняемых, не обладают достаточными знаниями и опытом по защите собственных прав и интересов. Во избежание перекоса в сторону обвинения, а также во исполнение ст.48 Конституции РФ о праве граждан на получение квалифицированной юридической помощи, законодатель предусмотрел возможность предоставления адвокатов по назначению в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве. Наиболее часто адвокаты привлекаются для оказания услуг по назначению именно по уголовным делам

Содержательная сторона института «адвокат по назначению» заключается в том, что адвокат избирается и привлекается не самим лицом (подозреваемым, обвиняемым или подсудимым) или его знакомыми, а назначается государством в лице органа, который расследует или рассматривает уголовное дело.

Адвокат по назначению обеспечивается государством в двух случаях:

  1. Подозреваемый (обвиняемый или подсудимый) хочет воспользоваться услугами защитника, но не может в виду отсутствия материальных средств для оплаты услуг адвоката или по иным причинам;
  2. Подозреваемый (обвиняемый или подсудимый) отказывается от услуг адвоката, но в связи с уязвимым положением лица государство не может оставить его без защиты (лицо является несовершеннолетним, лицо в силу психических или физических проблем не способно самостоятельно отстаивать свои права, лицо не владеет русским языком, лицу грозит наказание более 15 лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь, при рассмотрении дела судом присяжных или в при особом порядке судебного разбирательства и др.)

Если гражданин заключил договор со сторонним адвокатом, государственный защитник не привлекается. Однако если такое соглашение есть, но избранный адвокат в течение 5 суток не является на следственные действия или в орган правосудия, а гражданин не выказывает желания найти нового защитника, то приглашается государственный адвокат. В случае задержания или помещения под стражу этот срок составляет 24 часа.

Как видим, адвокат по назначению предоставляется только в рамках уже возбужденного уголовного дела. Если речь идет о доследственной проверке, то гражданин, по мнению государства, должен справляться собственными силами. Например, помощь при проверках ОБЭП (ОЭБиПК) оказывается только избранными самим доверителем, а не государственными адвокатами. Между тем, вовремя оказанная при проверках правовая помощь очень важна, поскольку от нее во многом зависит, будет ли «продолжение» в виде уголовного дела.

Порядок приглашения адвокатов по назначению в качестве защитников в уголовном судопроизводстве утвержден Решением Совета ФПА РФ от 05.10.2017 года. Согласно этому акту, основанием предоставления защитника является соответствующее процессуальное решение следователя, дознавателя или судьи. После получения запроса Адвокатская палата предоставляет адвоката согласно графику дежурств. На практике все может происходить проще: следователь приглашает знакомого адвоката для участия в деле, минуя Адвокатскую палату. Именно для исключения подобных случаев привлечения следователями (дознавателем) «карманных адвокатов», были внесены изменения в ст. 50 УПК РФ, согласно которым следователь, дознаватель или суд вправе привлечь для участия в деле не любого адвоката по назначению, а только в порядке, утверждённом палатой адвокатов. Так, в целях реализации данного положения в нескольких субъектах Российской Федерации, в частности в Москве произошёл переход на автоматизированную систему подбора адвокатов по назначению, при которой следователь отправляет заявку об обеспечении адвоката через специально созданный интернет-ресурс и никак не может повлиять на приглашение конкретного, знакомого ему адвоката.

Уголовный адвокат работает бесплатно?

Вопреки распространенному мнению, адвокат по назначению бесплатно не работает. Исходя из ч.5 ст.51 УПК РФ, услуги защитники оплачиваются за счет государства (с этим обстоятельством связано ещё одно бытующее в народе определение адвокатов по назначению как «государственных адвокатов»). Однако если был вынесен обвинительный приговор (или дело завершено по не реабилитирующим причинам) осужденный должен возместить за свой счет расходы на адвоката. На практике, суда зачастую при вынесении обвинительного приговора забывают решить вопрос о возмещении судебных расходов по оплате услуг адвоката по назначению за счёт осуждённого, поэтому адвокат фактически оказывается бесплатным для конкретного лица, однако уповать на то, что Вам повезёт и попадётся забывчивый судья, точно не стоит.

Важно!

Последние новости относительно оплаты адвоката по назначению для подозреваемых и обвиняемых не слишком радостные. Поправки Минюста предполагают, что для получения условного приговора, а также для освобождения по УДО гражданин должен в полном объеме оплатить услуги своего защитника по назначению. Если поправки будут приняты, число условных приговоров может резко сократиться.

  • 550-1200 рублей за 1 рабочий день;
  • 825-1800 рублей за помощь в ночное время;
  • 1100-2400 рублей за помощь в выходные, праздники.

Конкретный размер вознаграждения зависит от обстоятельств, сложности дела.

В скором времени гонорар адвокатов по назначению повысят. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2018 года № 1169 предусматривает поэтапное увеличение ставок. Так, с 2019 года день работы адвоката будет стоить 900-1500 рублей, с 2020 года – 1250-1900 рублей, а с 2021года – 1500-2150 рублей.

Адвокат по назначению или по приглашению?

За адвоката по назначению подозреваемый, обвиняемый или осужденный не должен платить «здесь и сейчас». В этом состоит единственный плюс обращения к государственным защитникам. А минусов гораздо больше.

  1. Условно бесплатный адвокат по уголовным делам зачастую слабо заинтересован в исходе дела. Его гонорар, как видим, относительно небольшой и в разы меньше сумм гонораров адвокатов по соглашению. Поэтому многие защитники предпочитают «отбывать время», а не оказывать реальную помощь.
  2. Нередко адвокаты по назначению негласно сотрудничают со следствием. Недавний пример – государственный защитник Руслана Подгорного, находящегося в СИЗО. Адвокат не желал сотрудничать с выбранными защитниками Подгорного, не проверял процессуальные документы и участвовал в процессуальных действиях лишь формально. Адвокатская палата Москвы рассмотрит дисциплинарное дело в отношении защитника по назначению, а также решит вопрос о лишении его адвокатского статуса.
  3. Далеко не все адвокаты по назначению способны оказывать качественные услуги по всем статьям. Например, помощь по экономические преступлениям требует от защитника не только безупречного знания законодательства, но и умения ориентироваться в бухгалтерском и налоговом учете, понимания того, как работает ФНС. За невысокий гонорар не стоит ждать глубокого погружения в тему. В таких случаях лучше найти адвоката с узкой специализацией.
  4. Немалая часть адвокатов по назначению – невостребованные по тем или иным причинам специалисты, услуги которых не пользуются спросом, например, молодые адвокаты, не имеющие опыта и квалификации в сфере уголовного судопроизводства. Квалифицированные адвокаты предпочитают участвовать в системе оказания адвокатских услуг по назначению материально, то есть оплачивают дополнительный взнос в палату, чтобы их не привлекали для оказания подобных услуг.

Отсюда следует, что если гражданин желает получить реальную, а не формальную помощь по уголовному делу, ему следует заручиться поддержкой стороннего уголовного адвоката. Заключенный контракт более полно защитит права доверителя, станет дополнительной гарантией того, что адвокат добросовестно и качественно выполнит все возложенные на него обязанности, ответственно отнесется к поставленной задаче.

Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда

1. Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Подозреваемый, обвиняемый вправе пригласить несколько защитников.

2. По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом.

3. В случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника дознаватель, следователь или суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае его отказа принять меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов. Если участвующий в уголовном деле защитник в течение 5 суток не может принять участие в производстве конкретного процессуального действия, а подозреваемый, обвиняемый не приглашает другого защитника и не ходатайствует о его назначении, то дознаватель, следователь вправе произвести данное процессуальное действие без участия защитника, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой статьи 51 настоящего Кодекса.

Читать еще:  Основные виды уголовно процессуальных норм

4. Если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов. При отказе подозреваемого, обвиняемого от назначенного защитника следственные действия с участием подозреваемого, обвиняемого могут быть произведены без участия защитника, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой статьи 51 настоящего Кодекса.

5. В случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Комментарий к Ст. 50 УПК РФ

1. Если обвиняемый находится на свободе и желает, чтобы его защищало конкретное лицо, будь то адвокат или законный представитель, близкий родственник или другое лицо, позаботиться обо всем, что связано с приглашением защитника, естественно, должен и имеет полную возможность он сам.

2. Если обвиняемый находится на свободе и желает иметь защитника, но не настаивает на том, чтобы защиту приняло конкретное лицо, то по общему правилу приглашение защитника тоже является делом самого обвиняемого и его доверенных лиц. Однако его никто не лишает права обратиться к следователю или суду с просьбой обеспечить участие защитника, тем более что такая просьба обычно диктуется отсутствием у обвиняемого средств на оплату юридической помощи. (Подробнее о материальной стороне этого дела речь пойдет ниже.)

3. Если обвиняемый (подозреваемый) находится под стражей в результате задержания, применения меры пресечения или осуждения по другому уголовному делу, орган расследования и суд также несут юридическую обязанность, связанную с обеспечением участия защитника. Она заключается в том, чтобы предоставить содержащемуся под стражей своевременную связь (свидание, переписку) с лицом, которому обвиняемый (подозреваемый) доверяет приглашение защитника, или же если обвиняемый (подозреваемый) просит об этом. Следователь и судья обязаны лично обратиться в соответствующую адвокатскую структуру (адвокатский кабинет, коллегию адвокатов, адвокатское бюро, юридическую консультацию) с соответствующим уведомлением о необходимости назначить адвоката. Руководитель адвокатской структуры обязан сделать это в течение двадцати четырех часов с момента получения такого уведомления.

4. Главный смысл установленных УПК правил о приглашении и назначении защитника заключается в том, что, если обвиняемый (подозреваемый) выражает законное желание иметь защитника, он обязательно будет участвовать в деле с определенного в законе момента. Иное означает нарушение конституционных прав гражданина, который подвергается уголовному преследованию, на защиту, что образует безусловное основание даже для отмены приговора, которым завершается уголовное дело. Следует подчеркнуть, что согласно общему правилу к участию в деле допускается именно тот защитник, который избран обвиняемым или подозреваемым. Нарушение этого правила означает существенное нарушение гарантированных Конституцией прав личности в уголовном процессе, на что неоднократно указывали Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Однако из этого правила есть исключения. В тех случаях, когда участие избранного обвиняемым защитника невозможно в течение длительного срока, следователь и суд вправе предложить обвиняемому пригласить другого защитника или назначить обвиняемому защитника. А для случаев, когда нуждающийся в защитнике обвиняемый или подозреваемый находится под стражей и сам ограничен в возможностях приглашения адвоката или его замены, закон устанавливает гораздо более жесткое правило. Если явка защитника, избранного подозреваемым или обвиняемым, невозможна в течение двадцати четырех часов с момента задержания или заключения под стражу, дознаватель, следователь, прокурор вправе предложить подозреваемому или обвиняемому пригласить другого защитника либо обеспечивают ему защитника.

5. Число защитников, представляющих интересы одного и того же обвиняемого, законом не ограничено. Это положение также имеет непосредственное отношение к вопросу о приглашении (но не о назначении) защитника.

6. Свобода выбора обвиняемым (подозреваемым) защитника не может быть ограничена отсутствием у избранного им адвоката допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности статьи 21 Закона РФ «О государственной тайне»; Определение Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. по делу по жалобе гражданина Ю.П. Романова // Российская газета. 2003. 8 февр.).

7. Части третья и четвертая комментируемой статьи представляют собой гарантии против недобросовестного использования обвиняемым или подозреваемым своего конституционного права на защиту, против задержки расследования и волокиты. В них отражен настойчивый поиск законодателем компромисса между интересами дела и интересами лица, в отношении которого предпринято уголовное преследование, в случаях, когда приглашенный обвиняемым или подозреваемым защитник по каким-либо причинам не является в определенное время для участия в деле или не может принять участие в производстве конкретного следственного действия, где его участие обязательно (например, при допросе подзащитного). Закон в подобных случаях оставляет последнее слово за тем, в чьем производстве находится уголовное дело.

8. Следователь, дознаватель и суд в зависимости от ситуации вправе: предложить подозреваемому или обвиняемому заменить защитника, принять меры к назначению нового защитника или же выполнить конкретное следственное действие вообще без участия защитника. Однако подобные властные решения не допускаются в случаях, когда участие защитника в производстве по данному уголовному делу обязательно по закону (пункты 2 — 6 статьи 51 УПК), т.е. не зависит от волеизъявления подзащитного, иными словами, когда отказ обвиняемого или подозреваемого от адвоката вообще не влечет никаких последствий.

9. Аналогичный смысл заключен и в части четвертой комментируемой статьи, которая специально посвящена острым ситуациям, связанным с обеспечением права на защиту подозреваемого в преступлении, срок пребывания которого под стражей ограничен 48 часами (см. часть вторую статьи 94 УПК) и который в обязательном порядке должен быть безотлагательно допрошен с участием защитника. Неявка защитника, приглашенного подозреваемым, в течение 24 часов и отказ подозреваемого от защитника, назначенного по инициативе дознавателя, следователя, прокурора, позволяют им допросить подозреваемого, а также выполнить иные следственные действия в отсутствие защитника. Все вышесказанное распространяется и на коллизионные случаи, связанные с обеспечением права на защиту подозреваемого или обвиняемого, заключенного под стражу в порядке применения меры пресечения. Производство следственных действий в отсутствие защитника, однако, недопустимо, когда участие данного участника процесса обязательно по закону, несмотря на отказ подзащитного (пункты 2 — 6 части 1 статьи 51 УПК).

10. По общему правилу труд адвоката-защитника в уголовном процессе оплачивается подзащитным или его доверенными лицами, заключившими соглашение (клиентами). Если же адвокат участвует в уголовном судопроизводстве по назначению без заключения соглашения, расходы несет государство в соответствии с положением Конституции РФ (статья 48), где говорится, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В этих случаях труд адвоката-защитника оплачивается по его заявлению на основании постановления дознавателя, следователя или судьи либо определения суда, в производстве которых находится уголовное дело (при длительном участии в деле — помесячно), из средств федерального бюджета в размере и по правилам, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора и суда» (Российская газета. 2003. 10 июля; 2007. 5 окт.) и ведомственным нормативным документом под названием Порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда в зависимости от сложности уголовного дела (утвержден совместным Приказом Министра юстиции РФ и Министра финансов РФ от 15 октября 2007 г. N 199/87н // Российская газета. 2007. 27 окт.). Верховный Суд РФ уточняет, что размер оплаты труда защитника по назначению связывается не с числом подзащитных, а только с количеством занятых дней, затраченных на оказание юридической помощи (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2004 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 18, 19).

11. Закрепленный в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (Российская газета. 2011. 23 нояб.; Закон вступил в силу с 15 января 2012 г.) обширный массив детальнейших правовых норм, посвященных вопросу, выраженному в его названии, сферы уголовного судопроизводства не касается. Здесь отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи, регулируются исключительно уголовно-процессуальным законодательством (часть вторая статьи 3 только что упомянутого Федерального закона). Вместе с тем именно в связи с этим новым Законом Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» дополнен положением, все-таки связанным с участием адвоката в уголовном процессе: «Размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению… и порядок выплаты такого дополнительного вознаграждения устанавливаются ежегодно советом адвокатской палаты» (пункт 10 статьи 25 в редакции Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (Российская газета. 2011. 23 нояб.)).

Читать еще:  Понятие защиты по уголовному делу

Процессуальный порядок назначения защитника следователем или дознавателем для участия в уголовном деле

Дата публикации: 13.10.2017 2017-10-13

Статья просмотрена: 1759 раз

Библиографическое описание:

Ефременко А. В. Процессуальный порядок назначения защитника следователем или дознавателем для участия в уголовном деле // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 105-107. — URL https://moluch.ru/archive/175/45924/ (дата обращения: 14.02.2020).

Процессуальный порядок назначения защитника следователем или дознавателем для участия вуголовном деле

Ефременко Александра Витальевна, магистрант

Волгоградский институт управления РАНХиГС

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, именно на адвокатуру возложена публичная обязанность, вытекающая из статьи 48 Конституции РФ, оказывать в установленных законом случаях бесплатную юридическую помощь и осуществлять защиту граждан в ходе уголовного судопроизводства по назначению органов следствия и суда [4].

Следовательно, при рассмотрении предоставляемого уголовно-процессуальным законодательством права подозреваемого и обвиняемого пользоваться помощью защитника бесплатно, следует иметь в виду предусмотренную законом и гарантированную государством возможность получения ими юридической помощи от адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, бесплатно в случаях, предусмотренных законом.

Согласно действующему уголовно–процессуальному закону формальным основанием допуска защитника к участию в уголовном деле является его приглашение подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого (ч. 1 ст. 50 УПК РФ), а также назначение его подозреваемому и обвиняемому дознавателем, следователем или судом (ч. 3, 4 ст. 50 УПК РФ). По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом (ч. 2 ст. 50 УПК РФ). Как видится, данное законодательное установление предполагает обязанность указанных должностных лиц обеспечить возможность подозреваемому, обвиняемому заключить соглашение с привлекательным для него адвокатом или назначить ему защитника.

При наличии оснований, предусмотренных УПК РФ, дознаватель, следователь или суд признав необходимым назначение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому защитника, выносит соответствующее постановление.

Адвокат, получивший извещение, определение, постановление с резолюцией руководителя адвокатского образования о принятии поручения в порядке статьи 51 УПК РФ, должен выписать ордер и выполнить следующие процессуальные действия:

ознакомиться с материалами уголовного дела;

провести беседу с подозреваемым, обвиняемым;

выяснить, имеется ли у подозреваемого, обвиняемого адвокат по соглашению;

выяснить, имеется ли в материалах уголовного дела ордер адвоката по соглашению;

проверить, извещал ли следователь или дознаватель адвоката по соглашению о дате, времени и месте проведения следственных действий и дознания в сроки, установленные УПК РФ;

при неявке адвоката по соглашению для проведения следственных действий и дознания, выяснить причину его неявки;

выяснить, согласен ли подозреваемый, обвиняемый на свою защиту адвокатом в порядке статьи 51 УПК РФ;

если подозреваемый, обвиняемый не согласен на защиту адвокатом по назначению, выяснить причины отказа и предложить ему написать мотивированное письменное заявление об отказе от адвоката по назначению. Если подозреваемый, обвиняемый содержится под стражей, то он вправе направить свой письменный отказ от адвоката по назначению дознавателю или следователю в установленном порядке;

написать письменное заявление и подать его в канцелярию органа дознания, следствия, в котором изложить ставшие ему известными обстоятельства и невозможность принять на себя защиту подозреваемого, обвиняемого, подсудимого сведения о котором изложены в извещении, постановлении, определении. В данном заявлении должно быть указано об отсутствии у адвоката по назначению правовых оснований для принятия на себя защиты.

Адвокат, получив от руководителя адвокатского образования требование в порядке статьи 51 УПК РФ, должен явиться с ордером к дознавателю, следователю или в суд строго в соответствии с утвержденным графиком дежурств и осуществлять защиту подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в установленном законом порядке.

При невозможности адвокатами адвокатских образований осуществлять защиту в порядке статьи 51 УПК РФ в дни, которые указаны в графике дежурств, руководители адвокатских образований обязаны сообщить об этом в правоохранительные и судебные органы о временном изменении графика дежурств. В этом случае дежурство принимает на себя следующее по графику адвокатское образование [2, с. 171].

В соответствии с п. 8 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [1] труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета оплаты труда адвоката в зависимости от степени сложности дела регламентирован, в свою очередь, совместным Приказом Министра юстиции Российской Федерации и Министра финансов Российской Федерации от 15 октября 2007 г. № 199/87н «Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела» [3].

В соответствии с пунктом 23 Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» [2], «размер вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, составляет за один рабочий день участия не менее 550 рублей и не более 1200 рублей, а в ночное время — в размере не менее 825 рублей и не более 1800 рублей.

Размер вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, составляет за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, не менее 1100 рублей и не более 2400 рублей. При определении размера вознаграждения адвоката учитывается сложность уголовного дела.

Таким образом, можно сделать вывод, что основанием для привлечения в порядке назначения защитника для участия в уголовном процессе является постановление следователя либо дознавателя, суда о назначении адвоката в качестве защитника по уголовному делу. Адвокат, получив от руководителя адвокатского образования требование в порядке статьи 51 УПК РФ, должен явиться с ордером к дознавателю, следователю или в суд строго в соответствии с утвержденным графиком дежурств и осуществлять защиту подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в установленном законом порядке.

  1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 23. — Ст. 2102 (с изм. от 2.06.2016).
  2. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 50. — Ст. 7058.
  3. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 50. — Ст. 7058.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс», 2017.
  5. Мельниченко, Р. Г. Адвокатура в Российской Федерации: учебное пособие / Р. Г. Мельниченко. — М.: Юрлитинформ, 2009. — 256 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector