7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность за нарушение экологического законодательства рф

Ответственность за нарушение экологического зако­нодательства (эколого-правовая ответственность)

Эколого-правовая ответственность — это правовое последст­вие нарушения экологического законодательства и заключается в применении к нарушителям органами государства установлен­ных в законодательстве мер принудительного воздействия.

Основанием эколого-правовой ответственности по общему правилу является экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), причинившее или могущее причинить вред окружающей среде (ее объектам), здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, т.е. охраняемым законом общественным интересам. Такая от­ветственность предусматривает возложение обязанности пре­терпевать неблагоприятные последствия, вызванные соверше­нием экологического правонарушения.

Различают следующие виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства: администра тивную, уголовную, гражданскую, дисциплинарную.

Административная ответственность означает примене­ние компетентными органами и должностными лицами в уста­новленном порядке административных взысканий к нарушите­лям в сфере использования природных ресурсов и охраны окру­жающей среды.

Субъектами административных экологических правонару­шений по административному законодательству выступают граждане и должностные лица.

Административная ответственность в области охраны окру­жающей среды применяется специально уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами). Круг таких органов (должностных лиц) определен в КоАП. Органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды Республики Беларусь вправе рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях в области использования и охра­ны земель, недр, поверхностных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также за нарушение норм экологической безопасности и порядка обращения с отходами, выявленных этими органами.

За нарущение законодательства об охране окружающей среды органы административной юрисдикции могут применять следующие взыскания: предупреждение, штраф, конфискация или возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права (например, пра­ва на охоту).

K юридическим лицам, не являющимся субъектами админи­стративных правонарушений, при нарушении требований в об­ласти охраны окружающей среды применяются такие меры, как ограничение или приостановление работы, лишение разреше­ний (лицензий) на занятие определенной деятельностью.

K уголовной ответственности привлекаются лица, винов­ные в совершении преступления против экологической безопас­ности и природной среды.

Преступления против экологической безопасности и при­родной среды — это совершенные умышленно или по неосто­рожности общественно опасные деяния, причинившие или могу­щие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружаю­щей среды, независимо от форм собственности.

Значимость охраны окружающей среды, экологических отношений предопределила выделение отдельного раздела и главы «Преступления против экологической безопасности и природной среды» (ст.

Ст. 263. Умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов.

Ст. 264. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

Ст. 265. Нарушение требований экологической безопасности.

Ст. 266. Прием в эксплуатацию экологически опасных объ­ектов.

Ст. 267. Непринятие мер по ликвидации последствий нару­шений экологического законодательства.

Ст. 268. Сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды.

Ст. 269. Порча земель.

Ст. 270. Уничтожение либо повреждение торфяников.

Ст. 271. Нарушение правил охраны недр.

Ст. 272. Загрязнение либо засорение вод.

Ст. 273. Нарушение правил водопользования.

Ст. 274. Загрязнение атмосферы.

Ст. 275. Загрязнение леса.

Ст. 276. Уничтожение либо повреждение леса по неосторож­ности.

Ст. 277. Незаконная порубка деревьев и кустарников.

Ст 278. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами.

Ст. 279. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами.

Ст. 280. Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений.

Ст. 281. Незаконная добыча рыбы или водных животных.

Ст. 282. Незаконная охота.

Ст. 283. Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и вод­ных животных.

Ст. 284. Нарушение ветеринарных правил.

Необходимо сделать уточнение, что уголовная ответствен­ность за нарушение экологических отношений предусмотрена не только статьями раздела IX главы 26, но и другими нормами УК. Так, например:

Ст. 303. Нарушение правил безопасности горных или строи­тельных работ.

Ст. 305. Нарушение проектов, норм и стандартов при произ­водстве строительно-монтажных работ.

Ст. 308. Несообщение информации об опасности для жизни людей.

Ст. 320. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

Ст. 326. Нарушение правил радиационного контроля.

Ст. 336. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

Гражданско-правовая ответственность — это основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонаруши­теля, выражающееся в лишении его определенных имуществен­ных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Применительно к экологическому законодательству граждан­ско-правовая ответственность заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей сторо­не имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), причиненный в результате наруше­ния правовых требований по охране окружающей среды.

По общему правилу привлечение к административной и уголовной ответственности не освобождает нарушителя от воз­мещения имущественных убытков, причиненных его противо­правными действиями. K регулированию отношений по возме­щению вреда, причиненного экологическими правонарушения­ми, применимы общие положения гражданского права об обя­зательствах вследствие причинения вреда.

Вред, причиненный окружающей среде посредством ее за­грязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разру­шения компонентов природной среды, природных и природно­антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его при­чинившим, добровольно или по решению суда в порядке, уста­новленном законодательством.

Вред, причиненный личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, под­лежит возмещению в полном объеме. Размер и порядок возме­щения вреда, причиненного личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, оп­ределяются в соответствии с ГК.

Компенсации подлежит и моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружаю­щую среду.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.
Читать еще:  Ответственность за преступления

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

Тема 5. Ответственность за нарушения экологического законодательства

Виды ответственности за нарушение экологического законодательства

Понятие экологического правонарушения

Объект и предмет экологического правонарушения

Особенность экологического вреда и методики его исчисления

Юридическая ответственность представляет собой важнейшее средство обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. Основанием этой ответственности является правонарушение. Следует иметь в виду, что нарушения законодательства в сфере использования и охраны окружающей природной среды могут посягать на порядок государственного экологического управления, право собственности на природные ресурсы или право природопользования (например, незаконные сделки с природными ресурсами, самовольная передача права пользования ими и др.),а также непосредственно на природную среду. В последнем случае можно говорить об экологических правонарушениях.

Экологическое правонарушениеопределяется законодательством как виновное противоправное деяние, нарушающее нормы природоохранительного законодательства и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Состав экологическогоправонарушения, как и любого другого правонарушения, включает в себя четыре элемента -субъект, объект, объективную и субъективную стороны (см. схему 44).

Объектомэкологического правонарушения являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологического правопорядка и безопасности населения. Предметомэкологического правонарушения могут быть природная среда или ее отдельные объекты, а также здоровье человека. При этом необходимо отметить, что посягательство на здоровье человека осуществляется опосредованно -через ухудшение или разрушение окружающей природной среды как среды обитания людей

Специфический признак экологического правонарушения -причинение (или угроза причинения) экологического вреда. Экологический вред может проявляться в загрязнении окружающей природной среды, истощении природных ресурсов, повреждении, порче, уничтожении природных объектов, разрушении естественных связей, нарушении равновесия в экологических системах. Он может причиняться различным объектам (см. схему 45).

Экологические правонарушения можно классифицировать по характеру совершенного деяния и особенностям применяемых санкций (см схемы 46, 47), а также в зависимости от видов природных ресурсов, которым причиняется вред, на земельные, лесные, водные и др.

Экологическое законодательство, как правило, не предусматривает санкций заэкологические правонарушения, давая отсылку к соответствующим нормам уголовного, административного и гражданского права.

Уголовная ответственностьустановлена в Уголовном кодексе за наиболее опасные правонарушения (экологические преступления) и применяется судом.

Административная ответственностьв виде предупреждения, штрафа и других мер взыскания предусмотрена в Кодексе Украины об административных правонарушениях, а также в некоторых актах экологического законодательства (например, в Законе «Об охране окружающей природной среды», Законе «О животном мире»). Она применяется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.

Гражданско-правовая ответственностьнаступает по факту причинения вреда природной среде или совершения незаконных сделок с природными ресурсами. Она применяется судом или арбитражным судом независимо от привлечения к другим видам юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной). Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей природной среде, отдельным природным объектам, здоровью или имуществу граждан, юридических лиц, государства экологическим правонарушением, обязаны возместить его. Это положение конкретизируется в других актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов.

Читать еще:  Ответственность за унижение чести и достоинства личности

Особенность экологического вреда состоит в его невосполнимости на основе денежного эквивалента и, как правило, необратимости наступивших последствий. Этим обусловлена специфика форм его возмещения. Ущерб, причиненный окружающей природной среде, далеко не всегда может быть возмещен в натуре (например, при уничтожении памятника природы, гибели редких животных), а размер взыскиваемых убытков в денежной форме обычно определяется по так называемым таксам (например, за незаконную добычу диких животных, незаконную порубку деревьев) или методикам его исчисления (в сфере охраны вод, атмосферного воздуха, недр и т. д.), предусмотренным специальными нормативными актами, а при их отсутствии -в соответствии с общими положениями гражданского законодательства по стоимости фактических затрат на восстановление нарушенного состояния природной среды (например, очистку от загрязнения водоемов, рекультивацию земель) или здоровья человека (например, на лечение, выплату пособий и др.).

Дисциплинарная ответственность применяется по нормам трудового и иного законодательства, если экологическое правонарушение связано с нарушением трудовой дисциплины, служебных обязанностей и др.

Схема 45. Экологический вред

Схема 46. Виды экологических правонарушений

Схема 47. Ответственность за нарушения экологического законодательства

1.Предметом экологического правонарушения могут быть:

а) природная среда или её отдельные объекты;

б) здоровье человека.

2. Особенность экологического вреда (ущерба) состоит:

а) в его невосполнимости на основе денежного эквивалента;

б) в необратимости наступивших последствий.

3. Экологическое правонарушение включает в себя следующие элементы:

а) субъект и объект;

б) субъективную и объективную стороны.

4. Объектом экологического правонарушения являются:

а) государственные правовые отношения по поводу рационального использования природных ресурсов;

б) общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды.

5. При совершении экологического правонарушения посягательство на здоровье человека осуществляется:

а) непосредственно; б) опосредованно.

6. Экологический вред может проявляться в:

а) загрязнинии природной окружающей среды;

б) истощении природных ресурсов;

в) повреждении, порче, уничтожении природных объектов.

7. Экологические правонарушения представляют собой:

а) экологические преступления (уголовные правонарушения);

б) экологические проступки.

8. Экологические проступки представляют собой:

а) административные правонарушения;

б) гражданские правонарушения;

в) дисциплинарные правонарушения.

Ответы:1 – а, б; 2 – а; 3 – а, б; 4 – б; 5 – б; 6 – а, б, в; 7 – а, б; 8 – а, б, в.

О новых штрафах за нарушения экологического законодательства

Автор: Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Исчислять и уплачивать «экологические» платежи обязаны те хозяйствующие субъекты (независимо от применяемой системы налогообложения), кто использует в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Помимо этого, надо представлять соответствующую декларацию о плате за НВОС в уполномоченный орган. Неисполнение названных обязанностей наказывается административными штрафами. Их величина с 17 июня 2019 года не изменилась. А вот за нарушения при обращении с отходами, их учете, нормировании и классификации субъектам теперь придется платить увеличенные штрафы (максимальный штраф – 1 млн руб.) из-за поправок в КоАП РФ, которые были внесены Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ.

Вводная информация

Хозяйствующие субъекты («упрощенцы» не являются исключением), использующие в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату, компенсирующую такое воздействие. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории (I – IV). Критерии отнесения объектов к этим категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке объекта на государственный учет (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), факт которого удостоверяется выдачей субъекту соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации о нем.

Для справки! Методические рекомендации по проведению актуализации объектов НВОС, включенных в государственный реестр, приведены в Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно на объектах IV категории (характерный пример такого объекта – офис (офисное здание) субъекты освобождаются от внесения платы за НВОС. Данная преференция установлена п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и действует с 1 января 2016 года.

Добавим: реализация субъектом данной преференции возможна только после присвоения объекту соответствующей категории (то есть если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории). Такие разъяснения даны в Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270.

Базовые правила исчисления и уплаты платежей за НВОС

Для удобства восприятия базовые принципы расчета, внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведены в таблице.

Аспект

Конкретика

Порядок исчисления платежей за НВОС

Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности).

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил № 255*). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 Правил № 255

Календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Порядок и сроки их уплаты

В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, вносятся не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. Годовой платеж определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за год, и внесенными авансовыми платежами (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Форма и порядок заполнения декларации о плате за НВОС, а также электронный формат

Утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3

Срок и периодичность представления декларации о плате за НВОС

Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)**

Способ представления декларации о плате за НВОС

По выбору субъекта (п. 5, 6 Приказа Минприроды России № 3)***:

– либо на бумажном носителе (если у субъекта нет ЭП или технической возможности подключения к Интернету или годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее) лично уполномоченным работником субъекта или по почте;
– либо в электронной форме по каналам ТКС

Место представления декларации о плате за НВОС

По месту учета объекта, негативно влияющего на окружающую среду (п. 7 Приказа Минприроды России Ф № 3).

Субъекты, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554

* Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

** К декларации должны быть приложены следующие документы:

документ, который подтверждает полномочия лица, действующего от имени субъекта, на подписание и (или) представление декларации, если декларация подписывается и (или) представляется таким уполномоченным лицом;

перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, если в отчетном году была произведена корректировка размера платы.

*** Датой представления «электронной» декларации считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре. Датой представления «бумажной» декларации считается отметка Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления (п. 9 Приказа Минприроды России № 3).

Новые штрафные санкции

Декларация о плате за НВОС.

В этой части для субъектов ничего не изменилось. Как и раньше, за непредставление этой декларации или ее подачу с нарушением установленного срока грозит штраф по ст. 8.5 КоАП РФ, величина которого составит:

для должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.;

для юридического лица – от 20 000 до 80 000 руб.

Обращение с отходами.

Законом № 141-ФЗ предусмотрены следующие составы правонарушений и наказания за них.

Статья КоАП РФ

Состав правонарушения и мера ответственности за него

Читать еще:  Ответственность за преступления в сети интернет

Новая ст. 6.35 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления*. Статьей определено 12 составов правонарушений. Максимальные санкции (штраф в размере от 900 000 до 1 000 0000 руб. – ч. 12) предусмотрены для ЮЛ, причинивших отходами животноводства вред здоровью людей или окружающей среде либо своими действиями приведшие к эпидемии или эпизоотии (при отсутствии признаков уголовного преступления). Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Меньшие штрафы грозят субъектам за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при скоплении, утилизации и перевозке любых отходов потребления и производства. В первый раз размер штрафа составит (ч. 1):

для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

для ЮЛ – от 250 000 до 300 000 руб.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая редакция ст. 8.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Статьей определено 12 составов правонарушений.

Так, за несоблюдение указанных требований при размещении отходов ИП в первый раз будет оштрафован на сумму от 40 000 до 50 000 руб., ЮЛ – от 300 000 до 400 000 руб. (ч. 4).

Отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или ненаправление документов в уполномоченный орган повлечет штраф – для ИП от 40 000 до 60 000 руб., для ЮЛ от 200 000 до 350 000 руб. (ч. 7).

Аналогичные санкции предусмотрены при:

превышении указанных лимитов (ч. 8);

неотнесении к конкретному классу отходов I – V классов опасности (ч. 9);

отсутствии учета отходов (ч. 10);

отсутствии мониторинга состояния окружающей среды (ч. 11);

отсутствии инвентаризации объектов размещения отходов (ч. 12)

Новая ст. 8.2.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в виде штрафа в размере:

для ИП – от 70 000 до 100 000 руб.;

для ЮЛ – от 100 000 до 250 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая ст. 8.2.3 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства в виде штрафа в размере:

для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

для ЮЛ – от 250 000 до 350 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

* Ранее подобные правонарушения квалифицировались по ст. 8.2 КоАП РФ с максимальным штрафом до 250 тыс. руб.

Вместо заключения

Помимо вышеназванных штрафов, Законом № 141-ФЗ также установлена ответственность за нарушения, связанные с экологическим сбором. Прежде такие санкции не были установлены.

1. Новая ст. 8.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Напомним: декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации, обязаны подать до 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Начиная с отчетности за 2019 год субъектам грозят штрафы:

1) при непредставлении указанной отчетности или сдаче ее с опозданием – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц от 70 000 до 150 000 руб. (ч. 1);

2) при представлении обозначенной отчетности в неполном объеме либо указании в ней недостоверных сведений – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 000 руб., для юридических лиц двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.

2. Новая ст. 8.41.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату экологического сбора.

Напомним: экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Теперь неуплата этого сбора в установленный срок повлечет штраф в следующих размерах:

для должностных лиц – от 5 000 до 7 000 руб.;

для ИП – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.;

для юридических лиц – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 000 руб.

Ответственность за нарушение экологического законодательства рф

Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Комментарий

Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ (далее – Закон № 141-ФЗ) внесены поправки в нормы КоАП РФ, которые регулируют ответственность за несоблюдение требований обращения с отходами производства и потребления.

Помимо этого, введена ответственность за неуплату (неполную уплату) экологического сбора.

Изменения в КоАП РФ действуют с 17 июня 2019 года.

За неуплату в срок экологического сбора придется заплатить штраф

Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).

Сбор платится ежегодно в срок не позднее 15 апреля (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ).

В случае неисполнения этой обязанности орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке. Для этого вначале плательщику направляется требование о добровольном перечислении суммы сбора. Если в течение 15 календарных дней с даты получения требования плательщик его не исполняет, проверяющие вправе обратиться за взысканием недоимки в суд (п. 25 Порядка, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Это правомочие за ведомством сохранено. Однако теперь орган Росприроднадзора может взыскать также штраф за неуплату в срок экологического сбора. В КоАП РФ добавлена статья 8.41.1 с размерами санкций за указанное правонарушение. Сумма штрафа составляет в отношении:

  • должностных лиц – от 5 000 руб. до 7 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 рублей;
  • организаций — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 рублей.

Сбор по итогам 2018 года требовалось внести не позднее 15 апреля 2019 года. По состоянию на эту дату административная ответственность за неуплату экологического сбора еще не была введена. В связи с этим полагаем, что к плательщикам, не внесшим сбор за 2018 год, штрафы по КоАП РФ неприменимы.

Санкции за нарушения в сфере обращения с отходами стали зависеть от тяжести последствий

До 17.06.2019 г. действовала ст. 8.2 КоАП РФ, которая предусматривала ответственность в виде штрафов и приостановления предпринимательской деятельности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении:

  • с отходами производства и потребления;
  • веществами, разрушающими озоновый слой;
  • иными опасными веществами.

Закон № 141-ФЗ закрепил ответственность за каждое из перечисленных нарушений в отдельных статьях и, кроме этого, установил штрафы за иные виды нарушений в этой сфере (ст. 6.35, ст. 8.2 – 8.2.3 КоАП РФ, п. 2 – 6 ст. 1 Закона № 141-ФЗ). Теперь санкции применяются за несоблюдение не только экологических и санитарно-эпидемиологических требований, но и требований в области охраны окружающей среды при обращении с упомянутыми выше отходами и веществами.

Также установлена ответственность за нарушение требований охраны окружающей среды:

  • при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ);
  • при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ).

Следует учитывать, что величина штрафа за все перечисленные правонарушения зависит от так называемых «отягчающих» обстоятельств. А именно от:

  • совершения этого же нарушения в течение года повторно;
  • причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

На наш взгляд, к ответственности по КоАП РФ с учетом поправок, внесенных Законом № 141-ФЗ, организаций и ИП вправе привлекать за правонарушения, совершенные начиная с 17.06.2019 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector