3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность за нарушение санитарно эпидемиологических правил

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.4, является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан. При этом виновный посягает на нормы целого ряда законов и иных правовых актов (см. коммент. к ст. 6.3).

2. Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает санитарно-эпидемиологические требования при эксплуатации:

1) жилых помещений. При этом нарушаются, в частности, правила ст. 23 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии о том, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам, а также «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений, жилых и общественных зданий и территорий». СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.10.2001 N 29;

2) производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта. При этом нарушаются, в частности, требования, изложенные в ст. 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, о том, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила; а также «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23, «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 15, и др. См. также Письмо Роспотребнадзора от 03.12.08 N 01/14303-8-32.

Упомянутые выше нарушения могут выражаться и в форме действий, и в форме бездействия (например, если санитарно-эпидемиологические требования вообще игнорируются). Оконченными они считаются в момент совершения любого из этих действий (бездействия). Наличие каких-либо последствий не охватывается объективной стороной данного административного правонарушения (иначе наступила бы уголовная ответственность, например, по ст. 236, 246 УК).

3. Субъектом данного административного правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.10).

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения выражается только в форме прямого умысла (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Статья 6.4 допускала (до 18.08.05) применение одного вида наказания — административного штрафа, который назначается государственным санитарным врачом (см. коммент. к ст. 3.5, 23.13). Однако с 18.08.05 допускается (в отношении индивидуальных предпринимателей и ЮЛ) назначение и такого наказания как административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. Его назначает только судья (см. коммент. к ст. 3.12, 23.1).

Статья 236. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил

1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 236 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что игнорирование санитарных правил, норм и гигиенических нормативов приводит к распространению массовых заболеваний и отравлению людей.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; преступления, предусмотренные ч. 2, — к категории преступлений средней тяжести.

2. Объектом преступления, предусмотренного данной статьей, является здоровье населения.

3. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

4. Объективная сторона данного преступления состоит в действиях (бездействии), которыми нарушаются санитарно-эпидемиологические правила, в результате чего по неосторожности могут произойти массовые заболевания, отравления либо смерть людей.

Санитарно-эпидемиологические правила — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий для его жизнедеятельности. Основным правовым актом по данному вопросу является Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (в ред. от 15.09.2005) , которым утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295; N 39. Ст. 3953.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил может выражаться как в совершении активных действий (выпуск и реализация некачественных товаров, пищевых продуктов, представляющих опасность для человека; нарушение научно обоснованных физиологических норм при организации питания в общеобразовательных учреждениях; использование опасных способов захоронения отходов производства; превышение предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы; спуск сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения; использование некачественной питьевой воды; проведение дезинфекции в учреждении в присутствии людей, не имеющих отношения к обработке; нарушение предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для спортивных мероприятий; использование при вакцинации медицинских иммунобиологических препаратов, не прошедших сертификацию и т.п.), так и в бездействии (неосуществление обезвреживания отходов потребления; необеспечение безопасных условий труда; непроведение ограничительных мероприятий на основании предписаний главных государственных санитарных врачей; уклонение от этих карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.п.).

Массовое заболевание — заболевание группы людей, сосредоточенных на определенной территории, требующее медицинского вмешательства. Заболевания могут быть бактериальными, вирусными, кишечными, воздушно-капельными и т.д. Заболевание следует считать массовым, если число заболевших превышает количество пациентов, которое по нормам или на практике может быть принято врачом в течение рабочего дня.

Массовое отравление — интоксикация организма у группы людей в результате воздействия токсичных веществ различного происхождения путем абсорбции через дыхательные пути, контактного попадания на кожу и слизистые, поглощения с пищей и водой, если число отравившихся превышает количество пациентов, которое по нормам или на практике может быть принято врачом в течение рабочего дня.

Читать еще:  Ответственность за угрозу убийством

В каждом случае необходимо устанавливать причинно-следственную связь между нарушением санитарно-эпидемиологических правил и массовыми заболеваниями и отравлениями людей.

Если нарушение санитарных правил не находится в причинной связи с массовыми заболеванием или отравлением, а обусловило лишь причинение вреда здоровью отдельного человека или даже нескольких лиц, то виновный привлекается не по ст. 236, а по ст. 238 или по статьям гл. 26 УК.

5. Преступление с материальным составом считается оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции статьи (массовое заболевание или отравление людей).

Создание лишь угрозы возникновения таких последствий влечет не уголовную, а административную ответственность.

6. Субъективная сторона преступления — прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям. Лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит, но должно было и могло предвидеть такие последствия.

7. Субъект преступления может быть как специальный, так и общий, достигший 16-летнего возраста. К субъектам относятся как сами заболевшие, явившиеся источником распространения инфекции, так и специальные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Специальным субъектом данного преступления могут быть как должностные лица, так и иные работники, ответственные за соблюдение соответствующих правил либо для которых эта обязанность соответствует характеру осуществляемой деятельности, компетенции, правового статуса (работники предприятий и учреждений питания, промышленного и сельскохозяйственного производства, санэпидемстанций, медицинских и иных учреждений и организаций).

Должностное лицо, допустившее нарушение указанных правил наряду с должностным преступлением, подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 236, 285, 286 УК.

Если нарушение санитарных правил не находится в причинной связи с массовыми заболеванием или отравлением, а обусловило лишь причинение вреда здоровью отдельного человека или даже нескольких лиц, то виновный привлекается не по комментируемой статье, а по ст. 238 или по статьям гл. 26 УК.

По одному и тому же делу могут быть одновременно привлечены к уголовной ответственности должностные и иные лица, чьи действия или бездействие по нарушению санитарно-эпидемиологических правил находятся в причинной связи с последствиями, перечисленными в диспозиции статьи.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить как при совершении активных действий (продажа некачественных товаров, использование некачественной питьевой воды и т.п.), так и при бездействии (уклонение от карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.д.).

8. Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 комментируемой статьи) является наступление смерти хотя бы одного человека вследствие нарушения санитарно-эпидемиологических правил.

Ответственность за нарушение санитарно эпидемиологических правил по статье 236 УК РФ

Привлечение к ответственности по ст. 236 УК РФ может быть неожиданным финалом для лица, совершившего лишь дисциплинарный проступок. Важным доказательством виновности служат объяснения нарушителя, полученные в ходе служебной проверки.

Даже небольшое отступление от нормативов может повлечь крайне неблагоприятные последствия для здоровья и жизни граждан. Какие деяния органы предварительного следствия квалифицируют как преступление, а не правонарушение? В чём специфика законодательной формулировки? Каковы особенности состава?

Статья 236

Относительно лица, совершающего рассматриваемое преступление, учёные юристы расходятся во взглядах. Одни эксперты считают, что таковым является общий субъект (16-летний гражданин). Другие полагают, что он специальный, поскольку нарушать правила санитарии может человек, в обязанности которого включается их соблюдение или создание условий для выполнения. Однако Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предписывает исполнение правил санитарии и гигиены всем госорганам, некоммерческим организациям, юридическим и должностным лицам, обычным людям.

И если виновником масштабного распространения инфекции или токсических веществ стал субъект, занимающий определённую должность в уполномоченной организации или органе, отвечающим за обеспечение либо выполнение соблюдения норм санитарии, предполагается привлечение его к ответственности по двум составам. Одно из совершённых преступлений будет из разряда служебных.

Субъективная сторона выражается в отсутствии какого-либо умысла, деяние характеризуется неосторожностью. Из-за своей небрежности и попустительства лицо совершает действия, которые, по сути, являются нарушениями КоАП или трудовых обязанностей с прямым умыслом, а к результату своих действий, в том числе и смерти людей, относится легкомысленно. Виновник не стремится предотвратить последствия, расчёт делает на отсутствие печального исхода.

Совершается преступное деяние в форме действий и бездействия, оно выражается в нарушении предписанных нормативов. Помимо вышеуказанного закона, правила предусматриваются и другими законодательными актами, а также Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Санитарно-эпидемиологические правила – это нормативные акты, включающие разъяснения компетентных исполнительных органов государства в сфере защиты и охраны условий мест нахождения людей от вредных проявлений. К ним же можно отнести и нормы об обеспечении благоприятных факторов жизни человека.

Преступление имеет материальный состав. Окончанием нужно считать момент наступления массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, смерти от болезни или интоксикации.

Преступление можно считать совершенным при выполнении всех трёх условий:

  1. нарушение нормативов в сфере гигиены и санитарии;
  2. распространение заболевания среди людей, летальный исход;
  3. установленная и доказанная связь двух вышеописанных событий.

Преступное посягательство направлено против следующих объектов:

Общественные отношения, при нормальном состоянии которых сохраняется здоровье и благополучие населенияосновной
Здоровье индивидадополнительный
Человеческая жизньфакультативный

Наступление уголовной ответственности осуществляется, когда имелась причинно-следственная связь между действием (бездействием) обвиняемого и наступлением заболевания, отравления большого количества потерпевших, а также их смерти.

Комментарий к статье 236 УК РФ

Для понимания формулировки ст. 236 УК РФ комментарий юриста будет весьма полезен. Ведь особенность статьи – содержащаяся в ней норма, которая является отсылочной, то есть в самом УК не содержится указания на конкретные нарушения санитарных норм, влекущих применение наказания.

Поэтому для привлечения к ответственности необходимо выяснить, несоблюдение какой нормы, правила или норматива было допущено подследственным. Отсутствие санитарного норматива, равно как нарушение иных специальных актов (ветеринарных, медицинских, регулирующих землепользование) влечёт изменение квалификации.

Массовый характер заболевания (отравления) отвечает признакам:

  • поражения значительной части населения (можно говорить об эпидемии);
  • ограниченности территории распространения (учреждение, местность, организация) с опасностью разрастания масштабов;
  • превышение среднестатистических данных по конкретному виду болезни.

Вид заболевания на квалификацию влияния не оказывает. Как правило, это холера, корь, сальмонеллез, туберкулёз, оспа и прочие.

Отравление — это травма организма, появляющаяся после проникновения в него чужеродного химического вещества в дозе, способной нанести вред как лёгкий, так и тяжкий.

При проведении расследования дополнительно к судебно-медицинской экспертизе обязательно требуется участие специалистов, обладающих познаниями в таких сферах медицины, как эпидемиология, вирусология, бактериология и санитария.

Судебная практика

  1. Суд, постановляя обвинительный приговор обязательно должен в мотивировочной части сослаться на правило, предусматривающее порядок действий для сохранения благоприятной эпидемиологической обстановки.

Пример из практики: директору жилищно-коммунального хозяйства вынесен приговор по 236 УК РФ в связи с кишечной инфекцией в районном посёлке вследствие загрязнения водозабора сточными водами. Как должностное лицо, ответственное за подачу чистой питьевой воды, он не принял мер для отвода неочищенных канализационных стоков, а также не обеспечил проведение контроля качества воды. Бездействие выразилось в том, что пробы не были взяты, и своевременно не обнаружилось попадание кишечных вирусов, поразивших 110-местных жителей.

  1. К ответственности привлекаются не только должностные лица, но и сотрудники, выполнение трудовых обязанностей которых связано с неукоснительным соблюдением чистоты и порядка на рабочем месте.
Читать еще:  Ответственность за подделку товара

Пример из практики: Повара пищеблока дома-интерната осуждены к ограничению свободы за нарушение технологии приготовления блюд. Допустив небрежность при переработке заражённого сальмонеллезом мяса, виновные своими действиями допустили попадание бактерий в пищу. Заболевшие – воспитанники интерната массово заболели после употребления приготовленных блюд.

Консультации и комментарии юристов

Нужно отграничивать данное преступление от других составов:

  1. По направленности умысла: если к результату своих действий (бездействия) виновный относится легкомысленно, то квалификация по 236 – верная, если же следователем будет доказано умышленное причинение вреда, то квалификация подлежит изменению на другой состав. В таком случае ответственность наступит за причинение вреда различной тяжести или смерти.
  2. По предмету: квалификация подлежит изменению, когда появление масштабных заболеваний было вызвано оборотом товаров и продукции, работ или услуг, не соответствующих санитарным нормативам. В этом случае действия образуют отдельный состав, регламентированный п. г ч. 2,3 ст. 238.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил характеризуется как преступное деяние небольшой тяжести, при наступлении летального исхода – средней тяжести.

Несмотря на страшные последствия, законодатель предусмотрел в санкции максимальное наказание только в виде 5 лет лишения свободы.

Другие статьи раздела

Глава 25 УК, в которой содержится комментируемая статья, включает совершенно разные преступные деяния. В предыдущей редакции УК такого обобщения не было, составы относились к главе, охватывающей преступления против общественного порядка, безопасности. Новый объект: общественное здоровье введён в уголовное право кодексом 1996 года.

Общая черта всех составов – неопределённое количество возможных жертв. Связующим звеном также является:

  • особенность охраняемого объекта: общественное здоровье и нравственность;
  • способы совершения;
  • характер используемых предметов и область применения.

Ещё одна общая черта – отсылочные нормы.

Объективная сторона деяния становится понятной только после обращения к иным нормативным актам. Для правильной квалификации требуется изучение специального законодательства, регулирующего соответствующую отрасль.

Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей на предприятиях общественного питания

Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает согласно статьи 6.3. Кодекса об Административных правонарушениях «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно­эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,

-влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований при организации общественного питания базируется в частности на Санитарно-эпидемиологические правилах СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г., согласно которых:

Руководитель организации обеспечивает:

— наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил;

— выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия;

— должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них;

— организацию производственного и лабораторного контроля;

— необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;

— прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;

— наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

— своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;

— организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;

— выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;

— наличие санитарного журнала установленной формы;

— ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и

— условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;

— организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды;

— исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия;

— наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;

— проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

— наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

— организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно­эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 6.4 — 6.7, 6.24, 6.25, частью 2 статьи 7.2 Кодекса об Административных правонарушенияях (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 Кодекса об Административных правонарушениях (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42, частями 8 и 9 статьи 9.22, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 — 14.46, частями 1 — 4 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об Административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса об Административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа:

-должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, — об

административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.27, 6.33, частью 8 статьи 13.15, статьями 14.4, 14.10, 14.15.2, 14.15.3, частью 2.2 статьи 14.16, частями 1 и 5 статьи 14.34, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и

спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и

спиртосодержащей продукции), статьей 15.12, частью 1 статьи 18.17 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации), частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса;

Читать еще:  Ответственность за ножевое ранение

должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 8 статьи 13.15, статьей 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.2, 14.18, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частями 3 и 4 статьи 15.12, статьей 15.13, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса.

Статья 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Новая редакция Ст. 6.3 КоАП РФ

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 6.3 КоАП РФ

1. Вопрос о действующих санитарных правилах и гигиенических нормативах, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях является особенно острым в настоящий период времени.

Как преступление квалифицируется нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, что предусмотрено ч. 1, 2 ст. 236 Уголовного кодекса России.

Основные аспекты урегулированы ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 31.12.2005).

Гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Кроме того, статьями 11, 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 02.02.2006), закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» закрепляет, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Относительно специальных составов административных правонарушений в сфере нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения см. комментарии к статьям 6.4 — 6.7, 8.2, 8.21 КоАП РФ.

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляется на основании процессуальных документов (см. комментарии к ст. 23.13 и 28.3 КоАП).

4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ и субъектов Федерации. В этих актах устанавливаются санитарные правила, гигиенические нормативы и иные требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Объектом правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из условий охраны здоровья граждан и благоприятной окружающей среды. Непосредственно данное правонарушение посягает на установленные нормами права санитарно-эпидемиологические правила.

3. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

4. Субъектами противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена в данной статье, являются граждане, должностные лица, юридические лица.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector