2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность за самовольное пользование недрами

Статья 7.3. КоАП РФ. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов

Ст 7.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к статье 7.3. КоАП РФ:

1. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах»).

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Государству принадлежат все недра в границах территории России: разведанные и неизученные; ценные и малозначимые в экономическом отношении; используемые и неиспользуемые. С этой точки зрения все недра находятся на едином правовом режиме.

В целях реализации Закона РФ «О недрах» и Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» Правительство РФ утвердило Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в котором установлен порядок проведения указанного контроля, определены органы, осуществляющие этот контроль, их права, обязанности и порядок работы (см. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293). Государственный геологический контроль возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в части соблюдения законодательства, устанавливающего условия недропользования, которые содержатся в лицензиях на пользование участками недр, за соблюдением недропользователями требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Функции государственного горного надзора были отнесены к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

2. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.

3. Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Иной путь передачи недр организациям и гражданам является противозаконным. Основания для получения права пользования недрами предусмотрены ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» (с изм. и доп.).

В новой редакции данной статьи предусмотрены два состава административных правонарушений, санкции за которые дифференцированы.

4. В ч. 1 данной статьи предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Закон РФ «О недрах» (ч. 5 ст. 11) допускает предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Лицензия представляет собой определенный комплект документов, поскольку включает в себя не только установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, но также и текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии.

5. Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая подземные воды, осуществляет Федеральное агентство по недропользованию, являющееся федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования (см. п. 5.3.8 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293).

6. Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению.

7. В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуется разрешение (лицензия), пользователи недр должны иметь также разрешение (лицензию) на осуществление этих видов деятельности, если не хотят заключать договоры с организациями, уже имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.

8. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в пользовании недрами без разрешения (лицензии) и расценивается как самовольное. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

9. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за пользование недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов. Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.

Объективная сторона данного правонарушения состоит, как правило, в умышленных действиях либо в бездействии.

10. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи могут быть как физические, так и юридические лица. Субъектами ответственности за такое нарушение, как пользование недрами без получения разрешения (лицензии), могут быть граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (в соответствии со ст. 2.4 настоящего Кодекса они несут административную ответственность как должностные лица), юридические лица, в том числе иностранные.

Субъектами ответственности по ч. 2 данной статьи за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), могут быть только недропользователи. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ «О недрах» таковыми могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества; иностранные граждане; юридические лица. В ч. 2 ст. 9 этого же Закона, где речь идет о пользователях недр на условиях соглашения о разделе продукции, названы также инвесторы — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, при условии что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только зарегистрированные на территории РФ юридические лица, которые имеют разрешение на проведение такого рода работ.

11. Нарушение, выразившееся в пользовании недрами без разрешения (лицензии), с субъективной стороны характеризуется умыслом.

Нарушения условий, предусмотренных разрешением (лицензией), могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

12. Добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, если добыча совершена без надлежащего разрешения (лицензии), квалифицируется по ст. 7.5 (см. комментарий к ней).

13. Если пользование недрами без разрешения (лицензии) либо нарушение условий разрешения (лицензии) причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то такое нарушение должно быть квалифицировано по ст. 171 УК РФ как незаконное предпринимательство.

Если пользователь недр нарушил существенные условия лицензии, к нему наряду с применением мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей, может быть применена такая принудительная мера, как прекращение права пользования недрами (ст. 20 Закона РФ «О недрах»).

Читать еще:  Ответственность за невыполнение приказа

14. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22), органов исполнитель ной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22.1), в пределах компетенции соответствующих органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых согласно статьи 255 УК РФ

Ст. 255 УК РФ размещена в девятой главе кодекса. Согласно статье нарушение закреплённых правил защиты и использования недр во время строительства, создания проекта расположения и применение горнодобывающей техники, изменение и разрушение мест залежей карается по закону. Запрещено самовольно строить на территории, где расположены залежи полезных ископаемых. Эта статья регулирует правоотношения в сфере охраны полезных ископаемых.

Статья 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и пользования недрами»

За пренебрежение данной статьёй законодатель предусмотрел наказание в виде:

  1. Штрафа в объёме до 200 000 рублей или в объёме заработной платы или другого дохода лица, нарушившего закон, в течение полутора лет.
  2. Лишения права занимать конкретные должности и осуществлять отдельные виды деятельности. Список должностей и видов деятельности определяет суд. Срок этого наказания не превышает трёх лет.
  3. Работ обязательного характера. Максимальное количество часов, предусмотренное законодателем за пренебрежение указанной нормой, равно 480 часам.
  4. Работ исправительного характера. Максимальный срок работ – два года.

Каждая из перечисленных санкций применяется как самостоятельное наказание, совмещать санкции законодательно недопустимо. Тип карательных мероприятий зависит от степени тяжести нанесённого ущерба природным ресурсам и месту их расположения.

Чаще всего эта статья относится к предпринимателям и строительным компаниям. Привлечь к ответственности можно только физическое лицо, если по вине организации произошла самовольная застройка мест залежей полезных ископаемых, то отвечает перед судом директор организации или ответственное за застройку лицо.

Комментарий к статье

Чтобы понимать, какие действия запрещены относительно мест нахождения сланцевых пород, нужно разобраться, что к ним относится, и слой почвы, задействованный при исследовании.

Природные ископаемые – это минералы, газы, руда и другие элементы, в том числе водные источники, извлекаемые из земных глубин. Каждому виду присущ свой слой земной коры. Поэтому перед строительством нужно изучить местность и выяснить у геологов, нет ли здесь залежей какого-либо вида ископаемых.

Все полезные ископаемые и территория, на которой они находятся, являются предметами преступления. Но Уголовный кодекс не относит к этой категории жемчуг. Как биологический вид, жемчуг относится к тому виду ресурсов, действия относительно которого регулируются другой нормой УК РФ.

Объект правонарушения – отношения в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов. Согласно нормативному акту, объективная сторона преступления – это пренебрежение установленными нормами и правилами в области защиты земных глубин. К другим нарушениям относятся противоправные деяния – действие или бездействие относительно природных источников. Незаконное строительство на месте залежей руды или газа считается противоправным деянием, за это предусмотрены санкции. Согласно диспозиции ст. 255 УК РФ, преступление квалифицируется как противоправное деяние небольшой тяжести.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» говорит, что защита мест залежей природных ресурсов является частью определения «охрана окружающей среды». Недрами вправе пользоваться граждане, организации, в том числе и иностранные компании, занимающиеся строительством на территории страны. Если иностранная компания нарушит закон на территории России, то и отвечать она будет по Российскому законодательству.

Чтобы осуществлять деятельность по разработке недр, гражданам и организациям выдаётся лицензия. Она действует как разрешение на осуществление определённой деятельности относительно исследования и проведения действий на территории месторасположений. Согласно установленным нормам, добывать биоресурсы без специальной лицензии запрещается. Порядок выдачи лицензий устанавливает государство.

Распространёнными нарушениями в сфере природопользования законодатель определяет:

  1. Постройку сооружений без специального разрешения уполномоченных государственных органов. Составление проекта и последующее строительство зданий, мостов и/или населённых пунктов разрешено только после получения специального разрешения от федеральных органов по защите природных ресурсов.
  2. Расположение на территории месторождений природных ресурсов горнодобывающей и иной техники, не задействованной в добыче.
  3. Проведение мероприятий, последствием которых является порча месторождений.
  4. Оставление месторождения в запущенном состоянии, что в дальнейшем делает невозможным добычу. Сюда же можно отнести затопление и загрязнение мест залежей.
  5. Расположение отходов разного происхождения в месте проведения разработок. Запрещено размещать отходы ненадлежащего химического состава.
  6. Добыча ископаемых большего объёма, оговорённого ранее с федеральными органами.
  7. Разработка месторождений тех источников, которые не прописаны в полученной лицензии.

Этот перечень законодатель оставляет открытым, так как норма применима к плодородной почве и к животному миру.

Если нет признаков преступления – причинённого вреда, то преступления тоже нет. Деяние считается совершённым, когда природе нанесён значимый ущерб. Он может быть нанесён по неосторожности и по незнанию или со злым умыслом. Если пренебрежение правилами охраны было ненамеренным, то и наказание суд предъявит мягче.

Что касается субъекта преступления, то им выступает гражданин в возрасте от 16 лет, достигший полной дееспособности. Подлежит наказанию тот, кто отвечает за создание проекта, организацию стройки и введение в пользование и непосредственное использование техники.

Незаконная добыча полезных ископаемых регулируется УК РФ, а пренебрежение правилами проведения геологического изучения земных глубин – КоАП. Поэтому законодатель разграничивает нарушение принципов охраны национальных ресурсов и противоправные действия во время исследований недр.

Судебная практика

Правоотношения в сфере охраны месторождений природных ресурсов регулируются УК РФ, законами и Постановлениями Верховного Суда РФ. Постановление Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняет, какие нарушения относятся к тяжким, средней тяжести и лёгким.

Верховный суд Республики Хакасиявынес оправдательный приговор в отношении лица, обвинённого в нарушении охраны и правил использования недр.В действиях управляющего компанией, занимающейся добычей угля, злого умысла апелляционный суд не увидел. Организация владела необходимыми документами, разрешающими добычу угля в месте расположения залежей, но разработка велась после выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы касательно проекта разработки месторождений. На этом факте основывается обвинение управляющего.

Верховным судом установлено, что разработка месторождений сланцевых пород без утверждённого государственной экспертизой проекта запрещена, несмотря на наличие лицензии, позволяющей осуществлять указанную деятельность.

Консультация юриста

Основываясь на правоустанавливающих документах, юрист:

  • рассмотрит совершённое деяние, с точки зрения закона, и выяснит, оно было совершено со злым умыслом или по неосторожности или небрежности;
  • проверит документы лица или организации, нарушивших закон.
  • отыщет сильные и слабые стороны в документах: неутверждённые проекты разработок месторождений, проекты, получившие отрицательную визу и т. д.

Описанный алгоритм позволяет углубиться в вопрос клиента и продумать тактику защиты для судебного заседания.

Юрист, разобравшись в законе о недрах, определит, какой вид деятельности нельзя осуществлять без лицензии. К этому виду относится и разработка артезианских скважин, так как вода — тоже ресурс.

Прежде чем добывать полезные ископаемые или размещать деятельность на месте их залежей, стоит обратиться к юристу и подготовить пакет документов для получения соответствующей лицензии. Это обойдётся дешевле, нежели незаконная разработка месторождений.

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

В ст. 49 Закона «О недрах» сформулированы составы правонарушений, совершение которых влечет применение мер ответственности, установленных действующим законодательством.

В связи с тем, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью, участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Поэтому сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением Закона «О недрах», недействительны.

Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в:

предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным Законом «О недрах»;

нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами;

самовольном пользовании недрами;

выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения;

нарушении Закона РФ «О недрах», нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, не пригодное для эксплуатации;

Читать еще:  Ответственность за разглашение данных предварительного расследования

нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;

самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;

необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;

уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков;

систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами;

невыполнении требований по проведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;

неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования,

несут уголовную и административную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения Закона «О недрах».

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о недрах предусмотрена УК. Лица, нарушившие правила безопасности в процессе горных работ, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 216 УК «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ».

Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба,

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается по ч. 2 ст. 216 УК РФ.

Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

Статья 255 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны и использования недр.

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

Административная ответственность. КоАП предусматривает меры административной ответственности за нарушение законодательства о недрах. Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах предусмотрена в виде административного штрафа или конфискации орудия совершения административного правонарушения.

Административным правонарушением является застройка площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, а также необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами (ст. 7.4 КоАП). Статья 7.5 КоАП содержит специальный состав административного правонарушения, который образуют самовольная добыча янтаря из месторождений, где сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде без наличия разрешения (лицензии).

КоАП предусматривает применение мер административного воздействия за:

невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (ст. 8.7);

выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или переработке минерального сырья (ст.8.10);

нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений (ст. 8.11) и др.

Гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о недрах регулируется общими нормами ГК. Кроме того, некоторые особенности возмещения ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства о недрах, урегулированы в ст. 51 Закона «О недрах».

Так, вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов.

Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр. Подлежит возмещению также вред, причиненный государству, если участок недр не передан в пользование.

Вред, причиненный государству, возмещается путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена работами по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами. При определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, необходимо исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых.

Дата добавления: 2016-10-22 ; просмотров: 4289 | Нарушение авторских прав

Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов

СТ 7.3 КоАП РФ

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 7.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра.

Предметом правонарушения выступают недра. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Государству принадлежат все недра в границах территории Российской Федерации: разведанные и неизученные; ценные и малозначимые в экономическом отношении; используемые и неиспользуемые. Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований. Возможно предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами (для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов). Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1 комментируемой статьи) представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, т.е. расценивается как самовольное недропользование. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Субъектами правонарушения являются граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического, юридические лица, в том числе иностранные.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2 комментируемой статьи) представляет собой действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов. Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.

Читать еще:  Ответственность за ложную информацию в интернете

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.

Субъектами правонарушения могут быть только недропользователи (субъекты предпринимательской деятельности), инвесторы (граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции). Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, которые имеют разрешение на проведение такого рода работ.

4. Добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, если добыча совершена без надлежащего разрешения (лицензии), квалифицируется по ст. 7.5 КоАП РФ (см. комментарий к ст. 7.5 КоАП РФ).

Если пользование недрами без лицензии либо нарушение условий лицензии причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то такое нарушение должно быть квалифицировано по ст. 171 УК РФ как незаконное предпринимательство.

Если пользователь недр нарушил существенные условия лицензии, к нему наряду с применением мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей, может быть применена такая принудительная мера, как прекращение права пользования недрами.

5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица уполномоченных органов, которые рассматривают дела этой категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22 КоАП РФ), органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22.1 КоАП РФ), в пределах компетенции соответствующих органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31 КоАП РФ).

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Нарушения законодательства об охране и использовании недр можно подразделить на несколько групп.

Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением Закона о недрах, являются недействительными. Законодательством предусмотрена ответственность (уголовная либо административная) лиц, виновных в совершении указанных сделок, а также в:

  • • предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным указанным Законом;
  • • нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами; самовольном пользовании недрами;
  • • выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения;
  • • нарушении указанного Закона, нарушениях, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации;
  • • нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;
  • • самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
  • • необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;
  • • уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков;
  • • систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами;
  • • невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации; неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

В соответствии с Законом о недрах вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций и граждан, средств соответствующих бюджетов.

Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр. Подлежит возмещению также вред, причиненный государству, в случае, если участок недр не передан в пользование.

Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.

За нарушение законодательства о недрах должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке. Должностные лица подвергаются штрафу за:

• уничтожение или повреждение маркшейдерских знаков (ст. 7.2 КоАП РФ);

  • • пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3 КоАП РФ);
  • • самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4 КоАП РФ);
  • • самовольную добычу янтаря из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки (ст. 7.5 КоАП РФ);
  • • самовольную переуступку права пользования недрами (ст. 7.10 КоАП РФ);
  • • невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые (ст. 8.7 КоАП РФ);
  • • нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки (ст. 8.9 КоАП РФ);
  • • выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживанию полезных ископаемых, а равно за иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья (ст. 8.10 КоАП РФ);
  • • невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей природной среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации (ст. 8.10 КоАП РФ);
  • • нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений (ст. 8.11 КоАП РФ).

Уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (ст. 255 УК РФ).

К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нарушении законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, а именно за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения, незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ, создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности.

Подлежат наказанию также иностранные юридические лица, проводящие на континентальном шельфе исследования, разведку, разработку естественных богатств и иные работы, если это не предусмотрено соглашениями между Российской Федерацией и заинтересованным государством или специальным разрешением, выданным компетентными властями РФ.

Должностные лица предприятий и организаций, виновные в нарушении законодательства о недрах, привлекаются к материальной и дисциплинарной ответственности согласно трудовому законодательству.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector